-
- Многим автовладельцам может быть интересно узнать, как проверить адсорбер и продувочный клапан, когда диагностика показывает неисправность (неисправность лопнувшего абсорбера). Провести такую диагностику в мастерской можно, но нужно будет разобрать адсорбер или просто клапан. Для проведения такого теста вам потребуются сантехнические инструменты, многофункциональный мультиметр (для измерения значений изоляции и «проверки» проводов), насос и источник питания 12 В (или аналогичный аккумулятор).
Для чего нужен адсорбер
Прежде чем мы перейдем к тестированию адсорбера, давайте кратко опишем работу системы улавливания паров бензина (на английском языке это называется Evaporative Emission Control — EVAP). Это позволит лучше понять функции адсорбера и его клапана. Итак, как следует из названия, система EVAP предназначена для улавливания паров бензина и предотвращения их горения в окружающем воздухе. Пары образуются в топливном баке при нагревании бензина (чаще всего при длительном пребывании под палящим солнцем в теплое время года) или при падении атмосферного давления (очень редко). Задача системы улавливания паров топлива — возвращать те же пары во впускной коллектор двигателя и сжигать их вместе с топливно-воздушной смесью. Обычно такая система устанавливается на все современные бензиновые двигатели в соответствии с экологическими стандартами Евро 3 (принятыми Европейским Союзом в 1999 году).
Система EVAP состоит из следующих компонентов:
- угольный адсорбер;
- электромагнитный клапан продувки адсорбера;
- соединительные трубы.
Также имеются жгуты проводов от блока управления двигателем (ЭБУ) к упомянутому клапану. Они используются для управления этим устройством. Что касается адсорбера, то он имеет три внешних подключения:
- с топливным баком (через это соединение образующиеся пары бензина попадают прямо в адсорбер);
- с впускным коллектором (это соединение позволяет продувать адсорбер)
- атмосферным воздухом через топливный фильтр или отдельный клапан на его входе (обеспечивает перепад давления, необходимый для промывки адсорбера).
Адсорбер — это барабан (или аналогичный резервуар), заполненный молотым углем, в котором пары бензина конденсируются, а затем попадают в систему питания автомобиля. Длительная и безотказная работа барокамеры возможна только при регулярной и достаточной вентиляции. Таким образом, проверка абсорбера давления в автомобиле заключается в проверке его целостности (поскольку кузов может подвергнуться коррозии) и его способности конденсировать пары бензина. Даже старые адсорберы пропускают уголь из своей системы, который забивает как систему, так и продувочный клапан.
Проверка клапана адсорбера мультиметром
Электромагнитный продувочный клапан адсорбера непосредственно очищает систему от существующих паров бензина. Это делается путем его открытия по команде блока управления двигателем, т. Е. Клапан является исполнительным механизмом. Он расположен в трубопроводе между адсорбером и впускным коллектором.
Когда дело доходит до проверки клапана адсорбера, первое, что нужно проверить, это то, что он не забит угольной пылью или другими загрязнениями, которые могут попасть в топливную систему при ее откручивании снаружи, а также углеродом из адсорбера. Во-вторых, проверяется его работоспособность, т.е. способность открываться и закрываться по команде электронного блока управления двигателем. Он проверяет не только наличие команд, но и их значение, которое выражается во времени, когда клапан должен быть открыт или закрыт.
Что интересно, двигатели с турбонаддувом не создают разрежения во впускном коллекторе. Следовательно, в системе есть еще одинд-вухходовой клапан, который работает и направляет пары топлива во впускной коллектор (при отсутствии давления наддува) или на впуск компрессора (при наличии давления наддува).
Обратите внимание, что электромагнитный клапан адсорбера управляется электронным блоком на основании большого количества информации от датчиков температуры, массового расхода воздуха, положения коленчатого вала и других. На самом деле алгоритмы построения соответствующих программ довольно сложны. Важно знать, что чем больше расход воздуха двигателем, тем больше длительность управляющих импульсов от ЭБУ к клапану и тем сильнее продувка адсорбера.
Другими словами, важно не напряжение, подаваемое на клапан (оно стандартно и равно общему напряжению в электросистеме автомобиля), а его продолжительность. Есть такое понятие, как «скорость продувки адсорбера». Он является скалярным и измеряется от 0% до 100%. Нулевой порог означает, что продувка отсутствует вообще, а 100% -ный порог означает, что адсорбер очищается до максимума в любой момент времени. Фактическое значение всегда находится где-то посередине, в зависимости от условий эксплуатации машины.
Концепция рабочего цикла также интересна, поскольку ее можно измерить с помощью специального диагностического программного обеспечения на компьютере. Примером такого программного обеспечения является Chevrolet Explorer или OpenDiag Mobile. Последний отлично подойдет для проверки адсорбера отечественных ВАЗ «Приора», «Калина» и других подобных моделей. Обратите внимание, что для работы с мобильным приложением вам понадобится дополнительный сканер, например, ELM 327.
Внешние признаки неисправности
Перед проверкой клапана продувки адсорбера, а также самого адсорбера полезно узнать, какие внешние признаки сопровождают этот факт. Существует ряд косвенных симптомов, которые, однако, могут быть вызваны и другими причинами. Однако при их обнаружении имеет смысл проверить работу системы EVAP и ее компонентов.
- Нестабильная работа двигателя на холостом ходу (обороты «плывут» до трогания с места и остановки, т. К. Он работает на отработанной топливно-воздушной смеси).
- Небольшое увеличение расхода топлива, особенно когда двигатель работает в «горячем» состоянии, то есть в теплом состоянии и / или в жаркую летнюю погоду.
- Двигатель автомобиля сложно завести в «горячем» состоянии, обычно он заводится не с первого раза. В этом случае стартер и другие компоненты, сопровождающие запуск, находятся в исправном состоянии.
- Когда двигатель работает на малых оборотах, потеря мощности очень заметна. На более высоких оборотах также заметно значение крутящего момента.
В некоторых случаях было обнаружено, что если система улавливания паров топлива не работает должным образом, запах топлива может распространяться в салон. Это особенно актуально, когда передние окна открыты и / или когда машина долгое время стоит в закрытой яме или гараже с плохой вентиляцией. Сброс давления в топливной системе, небольшие трещины в топливных магистралях, пробках и т. Д. Также способствуют плохой работе системы.
Как проверить адсорбер
Теперь переходим непосредственно к алгоритму проверки адсорбера (другое его название — аккумулятор паров топлива). Основная задача — убедиться, что его корпус герметичен и не допускает попадания паров топлива в атмосферу. Поэтому проверку следует проводить по следующему алгоритму:
- Отсоедините отрицательную клемму от аккумуляторной батареи автомобиля.
- Предварительно отсоедините от адсорбера все подключенные к нему кабели и контакты, затем снимите непосредственно аккумулятор паров топлива. Эта процедура будет отличаться от машины к машине, в зависимости от расположения узла и оборудования, к которому он был прикреплен.
- Необходимо плотно соединить (заделать) два стыка. Первый направлен прямо в атмосферу, второй — к электромагнитному клапану продувки.
- Затем слегка надавите воздух компрессором или насосом к штуцеру, идущему в топливный бак. Не превышайте давление! Работающий адсорбер не должен вытекать из корпуса, другими словами, он должен быть герметичным. При обнаружении такой утечки узел, скорее всего, придется заменить, так как не всегда можно его отремонтировать. Это особенно важно, когда адсорбер сделан из пластика.
Также необходимо провести визуальный осмотр адсорбера. В особенности это относится к его кузову и, в частности, к пятнам ржавчины на нем. Если они есть, желательно удалить адсорбер, избавиться от этих мест и покрасить кузов. Убедитесь, что углерод не просачивается из батареи паров топлива в трубопроводы системы EVAP. Это можно сделать, проверив состояние клапана адсорбера. Если он содержит указанный углерод, необходимо заменить пеноотделитель в адсорбере. Однако практика показывает, что все же лучше полностью заменить адсорбер, чем заниматься любительским ремонтом, не приводящим в долгосрочной перспективе к успеху.
Как проверить клапан адсорбера
Если после проверки выясняется, что адсорбер более-менее исправен, следует проверить его продувочный электромагнитный клапан. Сразу стоит отметить, что для некоторых автомобилей из-за конструкции некоторые действия будут другими, некоторые будут присутствовать или отсутствовать, но в целом логика этого управления всегда будет одинаковой. Поэтому, чтобы проверить клапан адсорбера, выполните следующие действия:
- Визуально проверьте целостность резиновых шлангов системы улавливания паров топлива, особенно тех, которые идут непосредственно к клапану. Они должны быть неповрежденными и обеспечивать герметичность системы.
- Отсоедините отрицательную клемму от аккумуляторной батареи. Это сделано для предотвращения ложных диагностических реакций системы и сохранения соответствующих ошибок в электронном блоке управления.
- Снимите канистру (обычно она находится с правой стороны двигателя, в том месте, где установлены компоненты пневмосистемы, в частности воздушный фильтр).
- Отключите электропитание от самого клапана. Делается это путем снятия с него электрического разъема (так называемой микросхемы).
- Отсоедините от клапана впускной и выпускной шланги для воздуха.
- Попробуйте продуть воздух в систему через клапан (в отверстия шлангов) с помощью помпы или медицинского «баллона». Важно обеспечить герметичность воздушного потока. Для этого можно использовать кабельные стяжки или плотную резиновую трубку.
- Если клапан в порядке, он будет закрыт, и через него нельзя будет продувать воздух. В противном случае вышла из строя его механическая часть. Вы можете попробовать восстановить его, но это не всегда возможно.
- Электрический ток от источника питания или аккумулятора должен подводиться к контактам клапана по проводам. В момент замыкания цепи вы должны услышать характерный щелчок, сигнализирующий о том, что клапан сработал и открылся. Если этого не произошло, возможно, вместо механического отказа произошел сбой в электросети, в частности, сгорел соленоид клапана.
- Когда клапан электрически подключен, попробуйте подать воздух в клапан, используя метод, описанный выше. Если он пригоден для использования и, следовательно, открыт, все в порядке. Однако, если воздух не может быть прокачан, клапан вышел из строя.
- Затем отключите клапан от источника питания, что снова вызовет щелчок, сигнализирующий о закрытии клапана. Если да, то клапан в порядке.
Клапан адсорбера также можно проверить с помощью многофункционального мультиметра, переведенного в режим омметра — прибора для измерения величины сопротивления изоляции катушки соленоида клапана. Контакты устройства должны быть расположены напротив выводов катушки (места, где он соединяется с проводами, идущими от электронного контроллера, существуют различные конструктивные решения), а сопротивление изоляции между их. В нормальном рабочем клапане это значение должно быть примерно 10 … 30 Ом или немного отклоняться от этого диапазона. Если значение сопротивления низкое, катушка соленоида повреждена (закорочена). Если значение сопротивления очень высокое (измеряется в кило- или даже мегаомах), соленоид сломан. В любом случае катушка и, следовательно, клапан будут бесполезны. Если он впаян в корпус, единственным выходом будет полная замена клапана на новый.
Итак, чтобы знать, как проверить исправность клапана адсорбера, его необходимо разобрать и проверить в мастерской. Главное знать, где находятся его электрические контакты, а также произвести механическую ревизию устройства.
Как отремонтировать адсорбер и клапан
Сразу стоит отметить, что и адсорбер, и клапан в большинстве случаев не подходят для ремонта, их следует заменить на аналогичные, новые узлы. Что касается адсорбера, то в некоторых случаях сердцевина из пенопласта со временем гниет в его раме, в результате чего уголь в нем забивает провода и электромагнитный клапан EVAP. Загнивание пенопласта происходит по банальным причинам — от старения, постоянных перепадов температуры, воздействия влаги. Вы можете попробовать заменить поролоновую клетку в адсорбере. Однако это возможно не со всеми юнитами, некоторые из них неразрушимы.
Если корпус адсорбера корродировал или корродировал (обычно тоже от старости, перепада температур, постоянного воздействия влаги), его можно попробовать отремонтировать, но лучше не искушать судьбу и заменить на новый.
Проверка клапана самодельным манометром
Аналогичные рассуждения применимы к электромагнитному клапану системы улавливания паров бензина. Большинство из этих юнитов непобедимы. То есть электромагнитная катушка впаяна в ее корпус и в случае ее повреждения (пробоя изоляции или повреждения обмотки) заменить ее на новую не удастся. Аналогично с возвратной пружиной. Если со временем он ослаб, можно попробовать заменить на новый, но это не всегда возможно. Тем не менее, лучше провести детальную диагностику адсорбера и его клапана, чтобы избежать дорогостоящих покупок и ремонта.
Некоторые автовладельцы неохотно обращают внимание на ремонт и восстановление системы улавливания паров бензина, а просто «глушат» это. Но такой подход нерационален. Во-первых, это действительно влияет на окружающую среду, особенно это касается крупных мегаполисов, не отличающихся чистотой окружающей среды. Во-вторых, если система EVAP неисправна или вообще не работает, пары бензина под давлением будут периодически выходить из-под крышки бензобака. Причем это будет происходить по мере увеличения температуры в объеме резервуара. Эта ситуация опасна по нескольким причинам.
Сначала нарушается герметичность крышки бачка, со временем срывается пломба, и автовладельцу придется периодически покупать новую крышку. Во-вторых, выхлопные газы бензина не только имеют неприятный запах, но и вредны для человеческого организма. И это опасно, пока машина стоит в закрытом помещении с плохой вентиляцией. И в-третьих, пары топлива просто взрывоопасны, и если они выйдут из бензобака при наличии открытого источника огня рядом с автомобилем, возникнет пожарная ситуация с очень плачевными последствиями. Следовательно, нет необходимости «заклинивать» систему улавливания паров топлива, лучше поддерживать ее в исправном состоянии и следить за адсорбером и его клапаном.
Заключение
Даже новичку проверить адсорбер и его электромагнитный клапан продувки не составит труда. Самое главное — знать, где эти агрегаты находятся в конкретной машине и как они связаны. Практика показывает, что оба узла не подлежат ремонту при выходе из строя одного или другого, поэтому их следует заменить новыми. Что касается мнения о необходимости отключения системы улавливания паров топлива, то это заблуждение. Система EVAP должна работать исправно и обеспечивать не только экологичность, но и безопасную эксплуатацию автомобиля в различных условиях.