-
- При подозрении на выход из строя датчика абсолютного давления воздуха в коллекторе водителей интересует вопрос, как проверить ВАЛП своими руками. Сделать это можно двумя способами — мультиметром, а также с помощью программных средств. Однако, чтобы проверить MAP с помощью мультиметра, обязательно иметь электрическую схему автомобиля, чтобы знать, к каким контактам подключать щуп мультиметра.
Симптомы неисправности ДАД
В случае полного или частичного отказа датчика абсолютного давления (также известного как датчик абсолютного давления в коллекторе MAP) отказ проявляется внешне в следующих ситуациях:
- Большой расход топлива. Это связано с тем, что датчик дает ЭБУ ошибочные данные о давлении воздуха во впускном коллекторе, и, следовательно, ЭБУ дает команду на подачу топлива больше, чем необходимо.
- Падение мощности двигателя. Это проявляется в плохом ускорении и недостаточном сцеплении с дорогой при движении в гору и / или в загруженном состоянии.
- Вокруг дроссельной заслонки постоянно пахнет бензином. Это потому, что он постоянно переполнен.
- Скорость холостого хода нестабильна. Скорость холостого хода падает, а затем увеличивается без нажатия на педаль акселератора.
- Раскачивание двигателя в переходных режимах, в частности при переключении передач, трогании с места, переключении дроссельной заслонки.
- Проблемы с запуском двигателя. И «горячая», и «холодная».
- Коды ошибок p0105, p0106, p0107, p0108 и p0109 генерируются в памяти электронного блока управления.
Большинство описанных симптомов являются обычными и могут быть вызваны другими причинами. Поэтому всегда необходимо проводить комплексную диагностику и, прежде всего, начинать со сканирования ошибок в ЭБУ.
Как работает датчик абсолютного давления
Перед проверкой датчика абсолютного давления воздуха необходимо иметь общее представление о его устройстве и принципе действия. Это облегчит сам процесс проверки и точность результата.
Итак, в корпусе датчика находится вакуумная камера с тензорезистором (резистор, который меняет свое сопротивление в зависимости от деформации) и диафрагма, подключенная к электросистеме автомобиля (примерно к ЭБУ) через мостовое соединение. В результате работы двигателя изменяется давление воздуха, которое регистрируется диафрагмой и сравнивается с отрицательным давлением (отсюда и название — «датчик абсолютного» давления). Информация об изменении давления передается в ЭБУ, на основании которого блок управления принимает решение о количестве подаваемого топлива для создания оптимальной топливно-воздушной смеси. Полный рабочий цикл датчика выглядит следующим образом:
- Мембрана деформируется под действием перепада давления.
- Эта деформация диафрагмы регистрируется тензодатчиком.
- С помощью мостового соединения переменное сопротивление преобразуется в переменное напряжение, которое передается на электронный блок управления.
- На основании полученной информации ЭБУ регулирует количество топлива, подаваемого в форсунки.
Современные датчики абсолютного давления подключаются к ЭБУ тремя проводами — питанием, массой и сигналом. Поэтому суть теста часто заключается в использовании мультиметра для проверки значений сопротивления и напряжения на этих выводах при различных условиях работы двигателя в целом и датчика в частности. Некоторые датчики MAP имеют четыре провода. Помимо этих трех труб, у них есть четвертая труба, по которой передается информация о температуре воздуха во впускном коллекторе.
В большинстве автомобилей датчик абсолютного давления расположен непосредственно на штуцере коллектора. В старых автомобилях его можно разместить на гибких воздушных шлангах.и крепится к кузову автомобиля. В случае тюнинга двигателей с турбонаддувом МАР часто ставят на воздуховоды.
Если давление во впускном коллекторе низкое, напряжение сигнала от датчика также будет низким, и наоборот, по мере увеличения давления выходное напряжение, передаваемое как сигнал от датчика давления к ЭБУ, также увеличивается. Таким образом, при полностью открытой дроссельной заслонке, то есть при низком давлении (примерно 20 кПа, варьируется в зависимости от автомобиля), напряжение сигнала будет в диапазоне 1 … 1,5 В. Когда дроссельная заслонка закрыта, т.е. давление давления (примерно 110 кПа и более) соответствующее значение напряжения будет 4,6 … 4,8 В.
Проверка датчика ДАД
Проверка датчика абсолютного давления в коллекторе сводится к тому, что сначала нужно убедиться, что он чист и достаточно чувствителен к изменениям воздушного потока, а затем проверить его сопротивление и выходное напряжение при работающем двигателе.
Чистка датчика абсолютного давления
Обратите внимание, что в результате своей работы датчик абсолютного давления постепенно забивается примесями, которые блокируют диафрагму, что может вызвать частичный выход датчика давления из строя. Вот почему так важно перед проверкой разобрать и очистить датчик.
Датчик необходимо вынуть из розетки для очистки. В зависимости от марки и модели автомобиля способы установки и расположение могут отличаться. Турбомоторы обычно имеют два датчика абсолютного давления: один на впускном коллекторе, а другой на турбине. Обычно датчик крепится одним или двумя крепежными болтами.
Очистку датчика следует проводить осторожно, используя специальные очистители для карбюраторов или аналогичные очистители. В процессе чистки необходимо очистить его корпус, а также его контакты. Важно не повредить уплотнительное кольцо, детали корпуса, контакты и диафрагму. Просто налейте внутрь небольшое количество очищающего средства и вылейте его обратно вместе с грязью.
Очень часто такая простая очистка восстанавливает работу датчика MAP и никаких дополнительных манипуляций не требуется. После очистки можно поставить датчик давления воздуха на место и проверить работу двигателя. Если и это не помогло, стоит проверить датчик MAP тестером.
Проверка датчика абсолютного давления мультиметром
Чтобы это проверить, выясните в руководстве по ремонту, какой провод и какой контакт за что отвечает в данном датчике, т.е. где находятся провода питания, «масса» и сигнальные провода (сигнальные провода в случае четырехпроводного датчика).
Чтобы понять, как проверить датчик абсолютного давления с помощью мультиметра, сначала убедитесь, что проводка между ЭБУ и датчиком исправна и нет короткого замыкания, так как от этого будет зависеть точность результата. Это тоже делается с помощью электронного мультиметра. Проверьте целостность проводов и целостность изоляции (значение сопротивления изоляции на отдельных проводах).
Рассмотрим такие тесты на примере Шевроле Лачетти. К датчику подключаются три провода — питание, масса и сигнальный. Сигнальный кабель идет прямо к электронному блоку управления. Масса »связана с минусами других датчиков — датчика температуры воздуха в баллоне и датчика кислорода. Сетевой шнур подключается к датчику давления кондиционера. Дальнейшее тестирование датчика MAP проводится по следующему алгоритму:
- Необходимо отсоединить отрицательную клемму от АКБ.
- Отсоедините зажим от электронного блока управления. Если внимательно рассматривать Лачетти, на этой машине он находится под капотом с левой стороны, рядом с аккумулятором.
- Удалите чип из датчика абсолютного давления.
- Настройте электронный мультиметр на измерение электрического сопротивления в диапазоне примерно 200 Ом (в зависимости от конкретной модели мультиметра).
- Проверьте значение сопротивления щупов мультиметра, просто соединив их вместе. На экране отобразится значение их сопротивления, которое следует учитывать при выполнение теста (обычно около 1 Ом).
- Один щуп мультиметра должен быть подключен к контакту № 13 на блоке управления двигателем. Второй зонд следует таким же образом подключить к первому контакту сенсорной планки. Аналогично проверяется и заземляющий провод. Если провод цел и его изоляция не повреждена, значение сопротивления на экране будет примерно 1 … 2 Ом.
- Затем следует порвать жгуты с проводами. Это делается для того, чтобы провод не был поврежден и не менял свое сопротивление при движении автомобиля. Показания мультиметра не должны изменяться и должны быть на одном уровне со статическими.
- Подключите один датчик к контакту № 50 на блоке, а другой датчик — к третьему контакту на сенсорной планке. Это «проверит» шнур питания, который питает датчик стандартным напряжением 5 В.
- Если провод цел и не поврежден, значение сопротивления на экране мультиметра также будет примерно 1 … 2 Ом. Таким же образом дергайте луч, чтобы не повредить провод динамика.
- Подсоедините один датчик к контакту № 75 на планке ЭБУ, а другой — к сигнальному контакту, то есть контакту № 2 на планке датчиков (в центре).
- Точно так же, если проводник не поврежден, сопротивление проводника должно быть примерно 1 … 2 Ом. Кроме того, потяните за жгут проводов, чтобы убедиться, что контакты и изоляция проводов в безопасности.
После проверки целостности проводов и их изоляции убедитесь, что датчик запитан от электронного модуля управления (напряжение 5 В). Для этого повторно подключите клеммную колодку ЭБУ к блоку управления (верните на место). Затем снова наденьте зажим на аккумулятор и включите зажигание, не запуская двигатель. Переключив стилус мультиметра в режим измерения постоянного напряжения, прикоснитесь к контактам датчика — питание и «земля». При подаче питания на экране мультиметра появится значение примерно 4,8 … 4,9 В.
Аналогично проверяется напряжение между сигнальным проводом и «массой». Сначала запустите двигатель. Затем подключите датчики к соответствующим контактам на датчике. Если датчик в порядке, на экране мультиметра появится напряжение от 0,5 до 4,8 В. Низкое напряжение соответствует частоте вращения двигателя на холостом ходу, а высокое напряжение соответствует высокой частоте вращения двигателя.
Проверка с помощью шприца
Работу датчика абсолютного давления можно проверить с помощью одноразового медицинского шприца объемом 20 см3. Вам также понадобится герметичная трубка, которая должна быть подключена к разобранному датчику и непосредственно к шейке шприца.
Поэтому для проверки датчика MAP выньте датчик абсолютного давления из гнезда, но чип должен оставаться подключенным к нему. Лучше всего в эти контакты вставить металлический зажим и подсоединить к ним щуп мультиметра (или зажимы типа «крокодил»). Выполните проверку мощности так же, как описано в предыдущем разделе. Значение напряжения питания должно быть в пределах от 4,8 В до 5,2 В.
Чтобы проверить сигнал датчика, включите зажигание автомобиля, но не запускайте двигатель. При нормальном атмосферном давлении напряжение на сигнальной линии будет примерно 4,5 В. При этом шприц необходимо «сжать», т. Е. Его поршень должен быть полностью погружен в корпус шприца. Затем снимите поршень со шприца для проверки. Если датчик исправен, при этом напряжение упадет. В идеале при высоком вакууме напряжение упадет до 0,5 вольт. Если напряжение падает только до 1,5 … 2 В и не падает, датчик неисправен.
Следует помнить, что датчик абсолютного давления — надежный, но довольно хрупкий прибор. Они не подлежат ремонту. Поэтому в случае выхода из строя датчика его необходимо заменить на новый.