Возможность заказа необходимого комплекта при покупке автомобиля — очень удачный маркетинговый ход автопроизводителей. Действительно, вместо того, чтобы умножать сотню вариантов одной модели, проще произвести три и предлагать каждую модель с длинным списком опций, имея в виду, что западный покупатель захочет все возможное. Соответственно, придется платить не только за каждую опцию, но и за ее установку в автомобиле. В странах бывшего СССР такая стратегия не принесла желаемых результатов. Особенно плохо обстояло дело с кондиционерами, наличие которых увеличивало стоимость машины на 5-10%. Рабочему, который даже считает копейки, психологически сложно смириться с мыслью, что ему нужно проработать почти полгода, чтобы водить машину с кондиционером. Тем более, что о таком варианте раньше никто не слышал — и ничего, мы проехали!
Конечно, с повышением средней заработной платы настроение начало меняться, но уже сегодня можно встретить много новых водителей, которые уверены, что покупать машину без кондиционера в надежде, что его можно будет установить позже — очень хорошо и правильно. идея. Но это показательно — в разгар сезона в полуденную жару водить машину с кондиционером, а потом, сидя в раскаленной жестяной банке, поскорее начать мечтать о том, чтобы заполучить это чудо техники. Ну а раз уж таких людей много, было бы интересно узнать, насколько реально установить кондиционер в машине в гаражных условиях и сколько стоит эта процедура на СТО и дилерских центрах.
- Историческая экскурсия
- Принцип работы автомобильного кондиционера
- Достоинства и недостатки автомобильного кондиционера
- Стоимость установки кондиционера
- Факторы, влияющие на выбор автомобильного кондиционера
- Автомобильные кондиционеры с ручным управлением
- Автоматические кондиционеры
- Самостоятельная установка автомобильного кондиционера
Исторический экскурс
Не во всех странах зима ассоциируется с тремя месяцами обильного снежного покрова, а лето — с умеренной жарой, когда действительно жарких дней не так много. По крайней мере, в США тяга к вождению с максимальным комфортом наблюдается практически с первых лет массового производства автомобилей. Одним из важных факторов в обеспечении таких условий была проблема охлаждения салона в летнюю жару, когда полоса термометра поднимается до предела 30 градусов. Первые попытки были основаны на использовании встречного потока воздуха, который должен достаточно охлаждать жилое пространство.
Первые системы вентиляции этого типа имели воздухозаборники, расположенные под автомобилем. Что и говорить, затея оказалась неудачной — из-за отсутствия дорог с твердым покрытием грузовик превратился в пылесборник, которым было невозможно дышать, не говоря уже о прохладном. Так, были введены решетки радиатора с вентилятором, что немного улучшило ситуацию, но не изменило ее кардинально. Нужны были новые идеи. Один из них был предложен Уильямом Уитли, которому в 1884 году пришла в голову идея использовать лед в качестве охлаждающей жидкости. С этой целью он переставил лоток с отверстием под днищем, через которое свежий и прохладный воздух поступал в салон во время движения.
Дефицит льда оказался настолько серьезной проблемой, что, несмотря на результаты, от нее быстро отказались. Изобретение компрессорного холодильника также дало мощный импульс развитию автомобильного кондиционирования воздуха. Принцип охлаждения за счет испарения охлаждающей жидкости оказался единственным жизнеспособным способом достижения желаемых результатов. В 1939 году на Packard была установлена первая автомобильная система кондиционирования воздуха такого типа. Его конструкция была настолько несовершенной, что в серийное производство она не пошла. Однако сама идея оказалась настолько привлекательной, что все технические проблемы были своевременно решены, а основные Схема работы автомобильного кондиционера осталась неизменной по сей день.
Cadillac стал первым серийным автомобилем, оснащенным кондиционером — в 1941 году компания произвела 300 таких автомобилей. 40 лет спустя автомобильная промышленность США увеличила эти цифры до 20 миллионов автомобилей в год, и теперь более 80% всех автомобилей, производимых во всем мире, имеют в своей конструкции ручные или автоматические системы кондиционирования воздуха.
Принцип действия автомобильного кондиционера
Как уже было сказано выше, автомобильный кондиционер в принципе мало чем отличается от своей концепции — обычного домашнего холодильника. Да, технический прогресс позволил кардинально улучшить конструкцию и, благодаря использованию современных материалов, улучшить свойства систем кондиционирования и снизить их стоимость. Однако обмануть законы физики невозможно, и с этой точки зрения использование замкнутого контура, по которому циркулирует хладагент, оказалось практически единственным технически осуществимым способом регулирования температуры воздуха в жилом помещении.
Плюсы и минусы наличия в автомобиле кондиционера
Для того чтобы хладагент, который используется в разновидностях фреона, циркулировал по кругу, применяется компрессор — самая дорогая часть системы кондиционирования. Он также отвечает за нагрев фреона (давление и температура — взаимосвязанные физические параметры) и перевод его в газообразное состояние. По мере движения по системе трубопроводов хладагент попадает в конденсатор, который напоминает автомобильный радиатор, где газ конденсируется в жидкость и одновременно охлаждается.
- В осушителе жидкий фреон очищается от примесей и влаги и попадает в испаритель — основной кондиционер автомобиля. А именно здесь охлажденный жидкий фреон получает тепло от потока воздуха, идущего из жилого помещения, охлаждает его и направляет к дефлекторам. Сам хладагент движется к компрессору, создавая замкнутый контур. По такому принципу работают все кондиционеры, в том числе автомобильные.
- Основная задача автомобильного кондиционера — создать комфортный микроклимат для водителя и пассажиров. Как показали недавние исследования, температура внутри гостиной составляет 22-26 градусов, а влажность как таковая 50-65%. Система вентиляции не способна обеспечить такие характеристики в жаркое время года, но для системы климата поддержание нужной температуры и влажности — вполне посильная задача. Поэтому без автомобильного кондиционера в жаркие дни практически невозможно обеспечить хорошее самочувствие водителя — а это фактор безопасности дорожного движения. За такие полезные выгоды приходится платить, и даже у самых совершенных моделей климатических систем достаточно недостатков:
- Одним из наиболее существенных недостатков установки кондиционеров является заметная потеря мощности (в среднем на 10 л.с.), что приводит к снижению расхода мощности двигателя и увеличению расхода топлива (примерно 0,8-0,9 л / 100 км). На самом деле, чем мощнее машина, тем меньше ощущается эффект.
- Поскольку автомобильный кондиционер — это многокомпонентный агрегат, его узлы должны где-то находиться. Следовательно, полезный объем пространства под капотом значительно сокращается. Это приводит к ухудшению охлаждения силового агрегата и риску его перегрева. Большинство моделей оснащено разъемами для подключения компрессора и других компонентов кондиционера, однако в автомобилях, конструкция которых не предусматривает установку такой системы кондиционирования, ее установка может привести к плачевным последствиям.
Еще один недостаток использования кондиционера в автомобиле — риск простудиться. Фактически, если нагретый водитель садится в нагретую солнцем машину и уезжает, его естественная реакция — установить максимальную температуру охлаждения. Ледяной поток воздуха, попадая на лицо, вызывает быстрое размножение вирусов, поражающих верхние дыхательные пути. Наверняка бывалые водители знают, как себя вести в таких случаях, поэтому простуды изводят начинающих автовладельцев.
Серьезным недостатком автомобильных кондиционеров является появление неприятных запахов (это касается только устройств, которые эксплуатируются долгое время). Это результат жизнедеятельности бактерий, для которых испаритель является идеальной средой. Сам по себе запах неприятный, но есть и другие опасности. Например, вы можете заразиться легионеллой — бактерией, вызывающей одну из форм пневмонии. С этим явлением борются путем дезинфекции испарителя — эту услугу предлагают многие сервисные центры.
Стоимость установки автокондиционера
Как и любое другое технологичное устройство, автомобильный кондиционер требует регулярного обслуживания. Однако, поскольку диагностика системы кондиционирования не входит в состав плановых осмотров, ее следует проводить отдельно каждые 3-5 лет для нового автомобиля и один-два года для автомобиля с большим пробегом. Наиболее часто выполняемая процедура заправки системы фреоном.
В большинстве случаев падение давления свидетельствует о каких-либо проблемах, но не всегда: со временем появляются микротрещины, которые невозможно обнаружить, но через них хладагент медленно испаряется наружу. Не следует забывать о таком факторе, как возможность продажи автомобиля с целью покупки нового. Если он не оборудован системой кондиционирования воздуха, шансы получить хорошую компенсацию за него намного ниже.
Факторы, влияющие на выбор кондиционера в автомобиль
Можно ли в дальнейшем установить кондиционер в машине? В подавляющем большинстве случаев ответ будет положительным. И если вы взвесили все «за» и «против» и пришли к выводу, что лучше оборудовать свой автомобиль климатической системой позже, чем никогда, следует учитывать еще один фактор — стоимость. Здесь не все так однозначно. Допустим, установка кондиционера на ВАЗ «классика» будет дороже, чем установка кондиционера на Шкоду. Если говорить о средних ценах, то такая процедура, выполненная в гаражных условиях, обойдется примерно в 2 тысячи условных единиц. Если вы отдадите предпочтение более надежным способам, стоимость вырастет примерно в полтора раза, но при этом у вас будет хоть какая-то гарантия на установленное оборудование.
Однако совсем не просто найти сайт, посвященный этим конкретным вакансиям. Диагностика и ремонт — вот вам, сегодня проблем нет. А установка автомобильного кондиционера «с нуля» — это совсем другое дело, требующее соответствующего опыта, знаний и квалификации. Немногие СОТНИ имеют возможность удержать в своем штате такого узкоспециализированного специалиста, скорость загрузки которого может быть значительно ниже ожидаемой.
- Если вы нашли специалиста, который готов приступить к установке автомобильного кондиционера, следующим необходимым шагом будет выбор устройства, которое по всем параметрам будет подходить к вашей модели автомобиля. Как правило, такая информация приводится в инструкции по эксплуатации, в отделе дополнительных устройств. Тип кондиционера следует выбирать исходя из КПД приводного агрегата. Каждый магазин, специализирующийся на продаже автомобильных кондиционеров, предоставит вам актуальный каталог климатических систем, по которому вы легко сможете выбрать устройство, полностью отвечающее всем характеристикам вашего транспортного средства.
- Важно проверить, насколько укомплектован выбранный автомобильный кондиционер. Типичная система кондиционирования воздуха должна включать:
- компрессор с ремнем;
- испаритель;
- конденсатор (в народе такой агрегат называют радиатором кондиционера);
- ресивер-осушитель;
- трубки, интерфейсы, датчики, предохранительные клапаны;
- блок управления агрегатом;
Прочие необходимые аксессуары, которые входят в описание покупаемого вами комплекта;
Ручные автокондиционеры
Инструкция по установке автомобильного кондиционера на русском языке.
Автоматические кондиционеры
Следует помнить, что если автомобиль был выпущен после 1993 года, жидкостью для его зарядки будет фреон R134a, в противном случае необходимоПополнение системы Freon R12. Также необходимо определить, какой тип кондиционера мы предпочитаем: ручной или автоматический. Первый из них может быть одиноким и многозонным; Автоматические устройства, охлаждение одной зоны, крайне редки.
Самостоятельный монтаж автокондиционера
Это самые бюджетные устройства, которые контролируются вручную, используя регулятор, встроенный в приборную панель. Он соответствует прочности притока охлажденного воздуха в интерьер, а его направление регулирует жалюзи дефлектора.
Более современные системы кондиционирования воздуха оснащены монитором, где вы можете установить желаемую производительность охлаждения. Эти параметры запоминаются, и электроника следит за ними, чтобы поддерживать их в пределах определенных пределов во время кондиционера. Такие системы кондиционирования воздуха позволяют устанавливать климатические параметры для индивидуальных автомобильных зон (водитель, передний пассажир, все задний диван или разделенный диван).
Если вы хотите сохранить большую сумму для установки автомобильного кондиционирования воздуха, подумайте о действительности такого шага три раза, потому что любая ошибка может привести к неприятным последствиям. Для этого необходимо будет демонтировать почти половину камеры двигателя и сделать много операций, которые требуют модификации конструкции автомобиля (если модель не предусматривает кондиционер).
- Если решение является фирмой, вы также должны иметь необходимый набор инструментов, вам также понадобится специальное оборудование. Внимательно прочитайте инструкцию по эксплуатации для набора и убедитесь, что все детали присутствуют. Если вы что-то пропустите, пожалуйста, свяжитесь с вашим дилером, с которым вы купили автомобильный кондиционер. Подготовьте, что установка кондиционера в автомобиле может занять даже в неделю, потому что некоторые элементы строительства, необходимые для выполнения монтажных работ, вам придется искать процесс сборки.
- Примерный порядок работ:
- Вам не нужно иметь дно, просто плоская поверхность;
- Первый шаг — разборка нагревателя, которая требует частичной разборки приборной панели;
- На этапе сборки панели кондиционирования воздуха вы можете столкнуться с некоторыми трудностями: хотя большинство автомобилей имеют правильные места для его создания, вы можете обнаружить, что в вашем автомобиле вам придется вручную порезать в нее дыры;
- Перед началом работы холодильная холодильная жидкость из системы охлаждения;
- Поскольку в большинстве случаев кулер кондиционера устанавливается перед охладителем системы охлаждения, снимите передний бампер для удобной сборки;
- Также удалите корпус воздушного фильтра;
- Следующим шагом является сборка кронштейнов компрессоров, которые обычно собираются на совокупности (это может быть сделано по-разному для каждой модели)
- Монтажный кронштейн, который будет держать сцепление и зубчатое колесо, эта операция требует бурения двух отверстий в крышке зубчатых полос
- Установите испаритель (чаще всего — в нагревателе, но есть также варианты сборки в камере двигателя, на переборке);
Приемник наиболее часто устанавливается между радиационным и регулирующим клапаном, батареей сушилкой — между испарителем и конденсатором в области низкого давления;