Как заставить работать вентилятор радиатора ВАЗ 2107

Принудительная продувка радиатора охлаждения применяется во всех без исключения автомобильных двигателях внутреннего сгорания. Это единственный способ избежать перегрева привода. Поэтому необходимо периодически проверять правильность электрической схемы включения вентилятора радиатора.

Содержание
  1. Вентилятор охлаждения ВАЗ 2107
  2. Зачем нужен электровентилятор
  3. Конструкция устройства
  4. Как включается и работает электровентилятор
  5. Электромотор вентилятора
  6. Устройство и характеристики электродвигателя вентилятора
  7. Таблица: основные технические характеристики электродвигателя МЭ-272
  8. Неисправности вентилятора охлаждения и их признаки
  9. Вентилятор не включается вообще
  10. Постоянная работа вентилятора
  11. Вентилятор включается рано, или, наоборот, поздно
  12. Посторонние шумы и вибрация
  13. Диагностика и ремонт
  14. Проверка работоспособности предохранителя
  15. Диагностика реле
  16. Проверка и замена электродвигателя
  17. Диагностика и замена температурного датчика
  18. Карбюраторный двигатель
  19. Видео: как не допустить перегрева двигателя при неисправном датчике
  20. Инжекторный двигатель
  21. Таблица: зависимость величины сопротивления ДТОЖ ВАЗ 2107 от температуры
  22. Принудительное включение вентилятора
  23. Видео: принудительное включение вентилятора

Вентилятор охлаждения ВАЗ 2107

В системах привода первой семерки вентилятор радиатора устанавливался непосредственно на валу водяного насоса. Вентилятор радиатора, как и помпа, приводился в движение ременной передачей от шкива коленчатого вала. В то время эта конструкция использовалась и в других автомобилях. Он практически никогда не ломался и перегреть им двигатель было невозможно. Однако у этого был один недостаток. Привод с непрерывным охлаждением очень медленно нагревался. Поэтому конструкторы АвтоВАЗа изменили принцип принудительной вентиляции, заменив механический вентилятор на электрический и с автоматическим переключением.

Вентилятор охлаждения на шкиве помпы

Зачем нужен электровентилятор

Вентилятор предназначен для принудительного охлаждения радиатора. Когда чиллер работает, жидкий хладагент поступает в радиатор через открытый термостат. Хладагент охлаждается с помощью труб, снабженных тонкими пластинами (ламелями) благодаря процессу теплообмена.

Электрический вентилятор

Когда автомобиль движется с высокой скоростью, встречный воздушный поток способствует теплопередаче, но если автомобиль находится в неподвижном состоянии в течение длительного времени или движется медленно, охлаждающая жидкость не успевает остыть. В такие моменты именно электровентилятор спасает двигатель от перегрева.

Конструкция устройства

Вентилятор радиатора состоит из трех основных компонентов:

  • Двигатель постоянного тока;
  • ротор;
  • Рамка.

Конструкция вентилятора

Ротор электродвигателя снабжен пластиковым ротором. Именно она, вращаясь, создает направленный поток воздуха. Двигатель устройства установлен в металлическом каркасе, с помощью которого он крепится к корпусу радиатора.

Как включается и работает электровентилятор

Процесс включения вентилятора в карбюраторных и инжекторных «семерках» разный. Первый из них имеет механический датчик температуры, который установлен в нижней части правой части радиатора и отвечает за включение вентилятора. При холодном двигателе контакты датчика разомкнуты. Когда температура хладагента повышается до определенного уровня, контакты замыкаются и на щетки двигателя подается напряжение. Вентилятор будет работать до тех пор, пока охлаждающая жидкость не остынет и контакты датчика не разомкнутся.

Читайте также:   Конденсат в глушителе

Схема подключения электровентилятора в карбюраторной ВАЗ 2107

У семерки форсунок схема запуска электровентилятора другая. Электронный блок управления здесь всем управляет. Источником сигнала для ЭБУ является информация, поступающая от датчика, установленного в выпускном патрубке двигателя (рядом с термостатом). После получения такого сигнала ЭБУ обрабатывает его и отправляет команду на реле, которое отвечает за включение двигателя вентилятора. Это замыкает цепь и подает ток на двигатель. Агрегат будет работать до тех пор, пока температура хладагента не упадет.

Элементы цепи вентилятора на электросхеме инжекторной ВАЗ 2107

Как в карбюраторной, так и в инжекторной семерке цепь электровентилятора защищена отдельным предохранителем.

Электромотор вентилятора

Электродвигатель — это основной блок устройства. На ВАЗ 2107 используются два типа двигателей: МЕ-271 и МЕ-272. У них почти одинаковые свойства, но конструкция их немного отличается. Кузов двигателя МЭ-271 штампованный, т.е. неразрушимый. Он не требует периодического обслуживания, а в случае выхода из строя его можно только заменить.

Разобранный электродвигатель вентилятора

Устройство и характеристики электродвигателя вентилятора

Конструктивно двигатель состоит из:

  • размещение;
  • четыре постоянных магнита, наклеенных по периметру внутри корпуса;
  • арматура со змеевиком и коллектором;
  • щеткодержатель с кисточками;
  • подшипник;
  • рукав для переноски;
  • задняя обложка.

Электродвигатель МЭ-272 также не требует обслуживания, но, в отличие от предыдущей модели, при необходимости его можно частично разобрать и попытаться восстановить. Можно разобрать через ослабление соединительных болтов и снятие задней крышки.

Схема электродвигателя вентилятора МЭ-272

На практике ремонтировать электровентилятор нецелесообразно. Во-первых, запчасти можно купить только б / у, а во-вторых, новое устройство в комплекте с крыльчаткой будет стоить не более 1500 рублей.

Таблица: основные технические характеристики электродвигателя МЭ-272

Характерная черта Рисунки
Номинальное напряжение, В 12
Номинальная частота вращения, об / мин 2500
Максимальный ток, А. 14

Неисправности вентилятора охлаждения и их признаки

Учитывая, что вентилятор представляет собой электромеханическое устройство, работа которого обеспечивается отдельной схемой, его неисправности могут проявляться по-разному:

  • аппарат вообще не включается;
  • Двигатель запускается, но работает постоянно;
  • вентилятор запускается слишком рано или слишком поздно;
  • устройство работает с необычными шумами и вибрациями.

Вентилятор не включается вообще

Основной риск выхода из строя охлаждающего вентилятора — это перегрев чиллера. Важно следить за положением стрелки индикатора температуры и чувствовать момент включения прибора. Если электродвигатель не включается, когда стрелка доходит до красного сектора, то, скорее всего, неисправен сам прибор или его элементы схемы. К таким недостаткам можно отнести:

  • Повреждение обмотки якоря, износ щеток или коллектора электродвигателя;
  • Неисправность датчика;
  • обрыв в электрической цепи;
  • Перегорел предохранитель;
  • Неисправность реле.

Постоянная работа вентилятора

Также бывает, что двигатель устройства включается независимо от температуры агрегата и работает непрерывно. В этом случае могут возникнуть следующие ситуации:

  • короткое замыкание в электрической цепи вентилятора;
  • Отказ датчика;
  • заклинивание реле во включенном положении.
Читайте также:   Поликлиновой ремень: что это и «с чем его едят»?

Вентилятор включается рано, или, наоборот, поздно

Позднее включение вентилятора означает, что по какой-то причине характеристики датчика изменились и его управляющий элемент некорректно реагирует на изменение температуры. Подобные симптомы характерны как для карбюраторных, так и для инжекторных «семерок».

Посторонние шумы и вибрация

Работа вентилятора радиатора в любой машине сопровождается характерным гудением. Он создается благодаря ротору, разрезающему воздух своими лопастями. Даже если он сочетается со звуком автомобильного двигателя, в «семерке» этот шум отчетливо слышен даже из салона. Это норма для наших автомобилей.

Если вращение лопастей вентилятора сопровождается грохотом, писком или свистом, возможно повреждение переднего подшипника или ступицы в крышке. Дребезжание или дребезжание указывают на контакт между крыльчаткой и внутренним краем рамы, на которой установлен двигатель. Эта неисправность может быть вызвана деформацией или неправильной ориентацией лопастей вентилятора. Эти же причины вызывают и вибрацию.

Диагностика и ремонт

Для проверки вентилятора и компонентов его электрической цепи рекомендуется следующая процедура:

  1. Предохранитель.
  2. Реле.
  3. Электрический двигатель.
  4. Датчик температуры.

Проверка работоспособности предохранителя

Обычно сначала проверяется предохранитель, так как этот процесс самый простой и не занимает много времени. Для его реализации потребуется только автотестер или сигнальная лампа. Суть диагностики — выяснить, не течет ли электричество из прибора.

Предохранитель цепи вентилятора установлен в монтажном блоке автомобиля, который находится в моторном отсеке. Обозначается на схеме как F-7 с номинальным током 16А. Чтобы проверить и заменить его, действуйте следующим образом:

  1. Отсоедините отрицательную клемму от аккумуляторной батареи.
  2. Снимаем крышку монтажного блока.
  3. Найдите предохранитель F-7 и выньте его из гнезда.

Монтажный блок ВАЗ 2107
Проверка предохранителя

Диагностика реле

Как мы уже упоминали ранее, в форсунках семерки есть реле, которое разряжает электрическую цепь вентилятора радиатора. Он установлен в дополнительном монтажном блоке, расположенном под перчаточным ящиком в салоне автомобиля и обозначается R-3.

Дополнительный монтажный блок

Самостоятельно проверить реле довольно проблематично. Намного проще взять новое устройство и установить его на месте диагностики. Если электрический вентилятор включается после того, как хладагент нагреется до нужной температуры, это означает, что что проблема была в нем.

Проверка и замена электродвигателя

  • вольтметр или многофункциональный автомобильный тестер;
  • две полоски проволоки;
  • Розетки «8», «10» и «13»;
  • плоскогубцы.

Порядок работы следующий:

  1. Отсоедините разъем питания вентилятора.
  2. К половине разъема, идущему от электродвигателя, необходимо подключить два провода, и они должны быть достаточно длинными, чтобы их можно было подключить к клеммам аккумулятора.

Разъем питания электродвигателя вентилятора
Проверка напряжения на проводах питания электродвигателя вентилятора
Отсоединение рамки вентилятора от корпуса вентилятора
Демонтаж вентилятора с рамкой
Откручивание гайки крепления крыльчатки
Снятие крыльчатки
Отсоединение электродвигателя от рамки

Диагностика и замена температурного датчика

Датчики температуры карбюратора и форсунок семерки различаются не только конструкцией, но и принципом работы. В первом датчик просто замыкает-размыкает контакты, а во втором меняет значение своего электрического сопротивления. Рассмотрим оба варианта.

Читайте также:   Датчик фаз на ВАЗ 2114

Карбюраторный двигатель

Из инструментов и ресурсов вам понадобятся:

  • гаечный ключ плоский 30 мм;
  • накидной гаечный ключ или торцевой ключ «13»;
  • автомобильный омметр или тестер;
  • жидкостный термометр с диапазоном измерения до 100 унций;
  • чистый контейнер для сбора хладагента;
  • емкость с водой;
  • газовая плита (электрическая) или бытовой чайник;
  • сухой чистой тканью.

Алгоритм проверки и замены следующий:

    Ставим емкость под пробку на блоке цилиндров силовой установки.

Пробка для слива охлаждающей жидкости
Сливание охлаждающей жидкости
Разъем датчика температуры
Выкручивание датчика
Проверка датчика температуры карбюраторной «семерки»

Видео: как не допустить перегрева двигателя при неисправном датчике

Инжекторный двигатель

Форсунка «семерки» имеет два датчика температуры. Один из них работает вместе с датчиком, показывающим температуру хладагента контроллеру, другой — ЭБУ. Это второй датчик, который нам нужен. Как уже было сказано, он устанавливается на патрубке возле термостата. Для его проверки и замены нам потребуются:

  • автотестер или мультиметр с возможностью измерения напряжения и сопротивления;
  • гаечный ключ с открытым зевом или торцевой ключ на 19 дюймов;
  • жидкостный термометр с амплитудой измерения температуры до 100 колебаний;
  • термостойкий сосуд с водой;
  • чайник или нагревательная плита (для нагрева емкости с водой);
  • чистой сухой тканью.

Порядок работы следующий:

    Найдите датчик. Отсоедините от контактного разъема.

Датчик температуры инжекторной «семерки»
Разъем датчика температуры охлаждающей жидкости
Демонтаж датчика
Проверка температурного датчика инжекторной «семерки»

Таблица: зависимость величины сопротивления ДТОЖ ВАЗ 2107 от температуры

Температура жидкости, OS Сопротивление, Ом
двадцать 3300–3700
30 2200-2400
40 2000-1500
60 800-600
80 500–300
90 200–250

Принудительное включение вентилятора

Некоторые владельцы «классики», в том числе ВАЗ 2107, устанавливают на свои автомобили принудительное включение вентилятора. Он позволяет запускать электродвигатель устройства независимо от температуры охлаждающей жидкости. Учитывая, что конструкция системы охлаждения «семерки» далека от совершенства, такой вариант может очень сильно помочь. Также он будет полезен тем водителям, которые часто ездят по проселочным дорогам или вынуждены стоять в пробках.

Принудительное включение вентилятора подходит только для автомобилей с карбюратором. На машинах с инжекторными двигателями лучше полагаться на электронный блок управления и не вносить никаких изменений в его работу.

Видео: принудительное включение вентилятора

Самый простой способ заставить вентилятор включиться по желанию водителя — это взять два провода от контактов датчика температуры в гостиной и подключить их к обычной кнопке на два положения. Для этого вам понадобятся только провода, пуговица и немного изоленты или термоусадочной изоляции.

Если вы хотите «избавить» кнопку от лишних нагрузок, вы можете установить реле в схему, как показано на схеме ниже.

Схема принудительного включения вентилятора

На самом деле ничего сложного ни в конструкции самого вентилятора, ни в его разводке нет. Так что при любой поломке можно смело приступать к ремонту самостоятельно.

Добавить комментарий

*

code