Неисправность датчика скорости

Интересно
    • Неисправный датчик скорости обычно вызывает сбой в работе спидометра (стрелка пропускает), но могут возникнуть и другие проблемы в зависимости от автомобиля. В частности, могут быть сбои переключения передач (если вместо механики стоит АКПП), не будет работать одометр, будет принудительно отключена система ABS или антипробуксовочная система двигателя (если есть). Кроме того, автомобили с форсунками часто имеют боковые ошибки с кодами p0500 и p0503.

 

При выходе из строя датчика скорости ремонт его вряд ли удастся, поэтому его просто заменяют на новый. Однако лучше понять, что делать в такой ситуации, выполнив несколько проверок.

Неисправность датчика скорости

Принцип работы датчика

В большинстве автомобилей с механической коробкой передач датчик скорости устанавливается рядом с коробкой передач, если брать во внимание автомобили с автоматической коробкой передач (и не только), то он ближе к выходному валу коробки передач и его задача — определение частоты вращения. вала.

Чтобы решить проблему и понять, почему датчик скорости (DS) неисправен, первое, что вам нужно понять, — это как он работает. Лучше всего это сделать на примере популярного отечественного автомобиля ВАЗ-2114, так как по статистике именно на этой машине чаще всего ломаются датчики скорости.

Датчики скорости, основанные на эффекте Холла, создают импульсный сигнал, который передается по сигнальной линии на ЭБУ. Чем быстрее едет машина, тем больше импульсов передается. В ВАЗ 2114 за один километр езды количество импульсов 6004. Скорость их формирования зависит от скорости вращения вала. Электронные датчики бывают двух типов — контактные с валом и без вала. Однако в настоящее время, как правило, используются бесконтактные датчики, поскольку их конструкция проще и надежнее, и поэтому они широко вытеснили старые модификации датчиков скорости.

Для обеспечения работы ДС необходимо установить установочный (импульсный) диск с намагниченными участками на вращающийся вал (ось, редуктор, шестерня). Когда эти участки проходят вблизи чувствительного сенсорного элемента в последнем, он создает соответствующие импульсы, которые будут передаваться на электронный блок управления. Сам датчик и магнитная система не будут двигаться.

Большинство автомобилей, оснащенных автоматической коробкой передач, имеют два датчика скорости вращения вала, первичный и вторичный, установленные на стыках. Следовательно, скорость автомобиля определяется скоростью вращения вторичного вала, поэтому другое название датчика скорости автоматической коробки передач — датчик вторичного вала. Обычно эти датчики работают по одному принципу, но имеют конструктивные особенности, поэтому в большинстве случаев их невозможно заменить друг на друга. Использование двух датчиков связано с тем, что, исходя из разницы угловых скоростей валов, ЭБУ принимает решение о переключении АКПП на конкретную передачу.

Признаки неисправности датчика скорости

В случае проблем с датчиком скорости водитель может косвенно диагностировать их по следующим признакам:

  • Спидометр и одометр не работают должным образом или полностью. В частности, его показатели либо не соответствуют действительности, либо «плавают» и носят неправильный характер. Однако чаще всего спидометр вообще не работает, т.е. стрелка указывает на ноль или он бешено прыгает и движется. То же самое и с одометром. Он неверно определяет пройденное расстояние, т.е. просто не считает пройденное на автомобиле расстояние.
  • В автомобилях с АКПП переключение передач производится рывком и в неподходящий момент. Причина этого в том, что электронный блок управления АКПП не работает способен определять правильное количество движения автомобиля и переключение передач происходит непреднамеренно. Это опасно при езде по городу и автомагистрали, так как автомобиль может вести себя непредсказуемо, т.е. переключение передач может сбивать с толку и нелогично, а также очень быстро.
  • На некоторых автомобилях электронный блок управления двигателем (ECU) может принудительно отключить антиблокировочную тормозную систему (ABS) и / или систему контроля тяги двигателя. Это необходимо, во-первых, для обеспечения безопасности вождения и, во-вторых, для уменьшения нагрузки на компоненты двигателя. в безопасном режиме.
  • На некоторых автомобилях блок управления двигателем устанавливает ограничение на максимальную скорость и / или максимальную частоту вращения двигателя. Это также делается из соображений безопасности вождения, а также для снижения нагрузки на двигатель, в частности, чтобы он не работал с небольшой нагрузкой на высоких оборотах, что вредно для любого двигателя (на холостом ходу).
  • На приборной панели загорается сигнальная лампа Check Engine. При сканировании памяти ЭБУ часто выявляются коды p0500 или p0503. Первый означает, что сигнал с датчика отсутствует, а второй превышает определенное значение сигнала, т.е. его значение превышает допустимые инструкцией пределы.
  • Повышенный расход топлива. Это связано с тем, что ЭБУ выбирает неоптимальный режим работы двигателя, поскольку его процесс принятия решений основан на сложной информации от нескольких датчиков двигателя. По статистике превышение составляет около двух литров топлива на 100 км пути (для автомобиля ВАЗ-2114). Для автомобилей с более мощным двигателем величина опрокидывания соответственно увеличится.
  • Холостой ход или «идти». При резком торможении машины обороты тоже резко падают. В некоторых автомобилях (в частности, в некоторых моделях Chevrolet) электронный блок управления принудительно выключает двигатель, и поэтому дальнейшее движение становится невозможным.
  • Мощность и динамические характеристики автомобиля снижаются. В частности, машина плохо разгоняется, не тянет, особенно в загруженном состоянии и при движении в гору. В том числе, если тянет груз.
  • Популярный отечественный автомобиль ВАЗ Калина в ситуации, когда не работает датчик скорости, либо есть проблемы с сигналами с него на ЭБУ, блок управления принудительно отключает электроусилитель руля на автомобиле.
  • Круиз-контроль не работает в автомобилях, для которых он предусмотрен. Блок управления двигателем принудительно отключает его из соображений безопасности на шоссе.
Читайте также:   Устройство и методы самостоятельной регулировки системы зажигания ВАЗ 2106

Стоит упомянуть, что перечисленные признаки неисправности также могут быть симптомами проблем с другими датчиками или другими узлами автомобиля. Поэтому необходимо провести комплексную диагностику автомобиля с помощью диагностического сканера. Другие ошибки, относящиеся к другим системам автомобиля, могли возникнуть и сохраниться в памяти электронного блока управления.

Причины неисправности датчика

Сам датчик скорости, основанный на эффекте Холла, является надежным устройством, поэтому выходит из строя довольно редко. Наиболее частые причины его выхода из строя:

  • Перегрев. Нередко коробка передач автомобиля (как автоматическая, так и механическая, но чаще автоматическая) в процессе эксплуатации значительно нагревается. В результате повреждается не только корпус датчика, но и его внутренние механизмы. А именно микросхемы, спаянные из различных электронных компонентов (резисторов, конденсаторов и так далее). Поэтому под воздействием высокой температуры конденсатор (который является датчиком магнитного поля) начинает укорачиваться и становится проводником электрического тока. В результате датчик скорости больше не будет работать должным образом или полностью выйдет из строя. Ремонт в этом случае достаточно сложен, так как необходимо иметь соответствующие навыки, знать, что и куда паять, не всегда удается найти подходящий конденсатор.
  • Контактное окисление. Это происходит естественно и часто со временем. Окисление это может быть вызвано тем, что при установке датчика на его контакты не была нанесена защитная смазка или повреждена изоляция на контактах, в которую попало значительное количество влаги. При ремонте необходимо не только очистить контакты от коррозии, но и смазать их защитной смазкой и проследить, чтобы в дальнейшем на контакты не попала влага.
  • Нарушена целостность кабеля. Это может быть связано с перегревом или механическим повреждением. Как уже было сказано выше, сам датчик из-за значительного нагрева деталей шестерен также работает при высоких температурах. Со временем утеплитель теряет эластичность и может просто рассыпаться, особенно в результате механических воздействий. Точно так же кабели могут быть повреждены в результате обрыва или грубого обращения. Обычно это приводит к короткому замыканию, реже — к полному обрыву проводки, например, в результате механических и / или ремонтных работ.
  • Проблемы с жгутом проводов. Часто контакты, соединяющие датчик скорости с электронным блоком управления, бывают некачественными из-за проблем с их креплением. В частности, для этого используется так называемая «микросхема», то есть пластиковый крепежный элемент, который обеспечивает плотное прилегание корпусов и, следовательно, контактов. Обычно для жесткой фиксации используется механическая защелка (замок).
  • Проблемы с другими проводами. Интересно, что другие системы тоже могут вызывать проблемы с датчиком скорости. Например, в случае повреждения изоляции проводов других устройств, находящихся в багажнике, в непосредственной близости от проводов датчика скорости. Тойота Камри может быть таким примером. Были случаи, когда в системе датчика парковки нарушалась изоляция на проводах, что наводило электромагнитное поле на провода датчика скорости. Это, конечно, привело к тому, что с него на электронный блок управления передавались неверные данные.
  • Металлические опилки на датчике. В случае датчиков скорости вращения с постоянными магнитами металлические опилки иногда могут вызвать неисправность датчика. Это отправит информацию об очевидной нулевой скорости автомобиля в ЭБУ. Конечно, это приводит к некорректной работе ЭБУ в целом и к описанным выше проблемам. Чтобы избавиться от этой проблемы, необходимо очистить датчик, а перед этим желательно его разобрать.
  • Загрязнение датчика изнутри. Если корпус датчика разборный (т.е. корпус крепится двумя или тремя винтами), может случиться так, что внутрь корпуса датчика попадет грязь (мелкие загрязнения, пыль). Типичный пример — Toyota RAV4. Для устранения неисправности достаточно разобрать корпус датчика (лучше смазать винты WD-40), а затем удалить с него все загрязнения. Практика показывает, что таким способом можно восстановить работу явно «мертвого» датчика.
Читайте также:   Замена маслосъёмных колпачков, направляющих втулок и клапанов на ВАЗ 2106 своими руками

Обратите внимание, что в некоторых автомобилях спидометр и / или одометр могут работать некорректно или вообще не работать из-за неисправности датчика скорости, а из-за неисправности приборной панели. Часто другие устройства приборной панели также выходят из строя. Например, электронные спидометры могут перестать работать должным образом из-за попадания воды и / или грязи на их клеммы или обрыва сигнальных (силовых) проводов. Для устранения неисправности обычно достаточно чистки электрических контактов спидометра.

Другая возможность — неисправный двигатель, приводящий в движение указатель спидометра, или установка указателя слишком глубоко, в результате чего указатель спидометра касается только панели, поэтому он не может двигаться в пределах нормального рабочего диапазона. Иногда может перегореть предохранитель, когда двигатель не может сдвинуть застрявшую стрелу и работает с большой силой. Поэтому есть смысл проверить его целостность мультиметром. Чтобы узнать, какой предохранитель соответствует для спидометра (стрелка двигателя) необходимо ознакомиться с электрической схемой рассматриваемого автомобиля.

Как определить неисправность датчика скорости

Наиболее распространенные датчики скорости, устанавливаемые в современных автомобилях, основаны на физическом эффекте Холла. Таким образом, датчик скорости этого типа можно проверить тремя способами, как с его снятием, так и без него. Однако в любом случае вам понадобится электронный мультиметр, способный измерять постоянное напряжение до 12 В.

Сначала проверьте исправность предохранителя, через который запитан датчик скорости. Электросхема у каждого автомобиля своя, однако в замененном автомобиле ВАЗ-2114 датчик скорости запитан от предохранителя на 7,5А. На реле вентилятора электронагревателя установлен предохранитель. На комбинации приборов на передней панели приборов штырь с адресом «DS» и «контроллер двигателя» имеет одинаковый номер — «9». С помощью мультиметра проверьте исправность предохранителя и убедитесь, что питание поступает непосредственно на датчик. Если предохранитель неисправен, замените его новым.

Если После снятия датчика с автомобиля проверьте, где находится его импульсный (сигнальный) контакт. Поднесите к нему один щуп мультиметра, а другой щуп к «массе». Если датчик контактный, поверните его ось. Если он магнитный, вы должны переместить металлический объект ближе к его чувствительному элементу. Чем быстрее движение (вращение), тем большее напряжение покажет мультиметр, если датчик исправен. Если это не так, датчик скорости неисправен.

Эту же процедуру можно проделать с датчиком, не вынимая его из розетки. Мультиметр в этом случае подключается аналогично. Однако для проведения проверки необходимо подвесить одно из передних колес домкратом (обычно переднее правое). Поставьте шестеренку в нейтральное положение и принудительно поверните колесо, параллельно наблюдая за показаниями мультиметра (самому делать это не удобно, соответственно в этом случае вам понадобится помощник для проведения проверки). Если мультиметр показывает изменение напряжения при повороте колеса, датчик скорости исправен. В противном случае датчик неисправен и подлежит замене.

При работе с качающимся колесом вместо мультиметра можно использовать контрольную лампу на 12 вольт. Аналогично подключается к сигнальному проводу и к «массе». Если лампочка горит (или даже пытается светить), с сенсором все в порядке. В противном случае — его необходимо заменить на новый.

В том случае, если марка устройства подразумевает использование специального программного обеспечения для диагностики датчика (и других его элементов), лучше использовать соответствующее программное обеспечение.

Подробную работу датчика скорости вращения можно проверить с помощью электронного осциллографа. В этом случае вы можете не только проверить наличие от него сигнала, но и посмотреть на его форму. Осциллограф подключается к импульсной линии при выключенных колесах автомобиля (датчик не разбирается, т.е. остается на своем месте). Затем поворачивают колесо и в динамике отслеживают работу датчика.

Проверка механического датчика скорости

Многие старые автомобили (в основном карбюраторные) использовали механический датчик скорости. Он аналогично устанавливался на валу шестерни и передавал угловую скорость выходному валу посредством вращающегося троса, помещенного в защитный кожух. Обратите внимание, что вам нужно будет снять приборную панель для диагностики, и, поскольку процедура будет разной для каждого автомобиля, вам нужно будет уточнить это более подробно.

Датчики и кабели проверяются по следующему алгоритму:

Читайте также:   Как легко открутить шкив коленвала – простая инструкция

  • Снимите перегородку, чтобы получить доступ к внутренней части приборной панели. На некоторых автомобилях переборка может быть снята не полностью.
  • Снимите стопорную гайку с троса индикатора скорости, затем запустите двигатель и увеличьте скорость до скорости 4.
  • При осмотре обращайте внимание на то, есть ли прядь Вращается в щите или нет.
  • Если провод вращается, выключите двигатель, наденьте и закрутите кабельную вилку.
  • Затем запустите двигатель и включите четвертое снаряжение.
  • Если и в этом случае стрелка устройства находится на нулевом символе, это означает, что индикатор скорости неэффективна, замените его новым.

Если ссылка не вращается на четвертой гонке во время работы двигателя, проверьте его на коробке передач. Сделайте это в соответствии со следующим алгоритмом:

  • Выключите двигатель и отсоедините кабель от привода на стороне водителя на коробке передач.
  • Снимите провод из маски и проверьте кончик кабеля и не поврежден поперечной проволоки. Для этого вы можете перевернуть кабель с одной стороны и наблюдать, не крутится ли он с другой. В идеальном случае они должны вращаться гладко и без усилий, и их советы не следует носить.
  • Если все в порядке, и веревка вращается, проблема находится в приводном зубе, соответственно его следует дополнительно диагностировать и заменено новым при необходимости. Как это сделать — это указано в руководстве определенного автомобиля, потому что процедура отличается для различных автомобильных брендов.

Как устранить проблему

Когда определяется дефектный эффект датчика скорости, дальнейшее разбирательство зависит от причин, причинных причин такой ситуации. Возможны следующие варианты устранения:

  • Разборка датчика и проверьте мультиметр с вышеуказанным способом. Если датчик поврежден, он обычно отвечает его на новый, потому что его ремонт довольно сложно. Некоторые «люди мастеров» пытаются припопание повреждены элементы микрочипа вручную, используя паяльнику. Однако это не всегда возможно, поэтому владелец автомобиля решает, делать это таким образом или нет.
  • Проверьте контакты датчика. Одной из самых популярных причин скорости датчика скорости является загрязнение и / или окисляет свои контакты. В этом случае необходимо провести свой обзор, очистку, а также смазку с особыми смазками, чтобы предотвратить коррозию в будущем.
  • Проверьте непрерывность цепи датчика. Просто «тестируйте» соответствующие провода с использованием мультиметра. Могут возникнуть две проблемы — короткое замыкание или общий разрыв в проводах. В первом случае это связано с повреждением изоляции. Короткое замыкание может быть как между отдельными парами проводов, так и между одним проводником и «массой». Необходимо продвигаться по всем вариантам в парах. Если кабель поврежден, контакта не будет. В случае повреждения низкой изоляции изоляционная лента, устойчивая к высокой температуре, может быть использована для устранения трещин. Однако лучше заменить поврежденный провод (или весь луч), потому что провода часто работают при высоких температурах, поэтому существует высокий риск повторного повреждения. Если кабель полностью поврежден, конечно, его следует заменить на новый (или целый луч).

Ремонт датчика

Некоторые механики, держащие навыки ремонта электроники, сделка с датчиком скорости саморемонта. В частности, в случае, описанном выше, когда конденсатор продается под воздействием высоких температур, и он начинает с коротким цепью и электрической утечкой.

Процедура состоит в том, чтобы разбирать корпус датчика скорости, чтобы проверить, эффективно ли конденсатор и замените его при необходимости. Как правило, есть японские или китайские конденсаторы в микроумеле, которые могут быть заменены национальными. Наиболее важным является выбор правильных параметров — местоположение контактов, а также их емкость. Если корпус датчика сложен, просто снимите крышку, чтобы добраться до конденсатора. Если корпус не демонтирован, осторожно отрезайте его, не повреждая внутренние элементы. В дополнение к вышеупомянутым требованиям для выбора конденсатора, обратите внимание на его размер, потому что после повторного пайки его на плиту корпуса датчик должен снова замкнуться без проблем. Корпус можно приклеить термостойким клеем.

По отзывам умельцев, выполнивших подобным образом такую ​​операцию, можно сэкономить несколько тысяч рублей, так как новый датчик стоит довольно дорого.

Заключение

Выход из строя датчика скорости — проблема некритичная, но довольно неприятная. Фактически, от его нормальной работы зависят не только показания спидометра и одометра, но также увеличивается расход топлива и двигатель не работает на полную мощность. Кроме того, некоторые автомобильные системы отключаются принудительно, что может повлиять, например, на для безопасности движения как в городском режиме, так и на трассе. Поэтому, если вы обнаружите проблемы с датчиком скорости, не откладывайте их устранение.

Добавить комментарий

*

code