Несмотря на кажущуюся простоту конструкции и принципа действия, автомобильный аккумулятор — довольно капризное устройство, которое соответствует заявленным характеристикам только при правильном использовании. Изменение характеристик аккумулятора может остаться незамеченным, но современные автомобили предупреждают водителя о некоторых проблемах. В частности, о перезарядке аккумулятора, о чем может сигнализировать отдельное устройство или выводить на дисплей бортового компьютера.
Неопытный автовладелец может не обращать внимания на такие сигналы, и совершенно напрасно: последствия такого состояния могут быть довольно серьезными — степень их тяжести зависит от многих факторов.
Таким образом, относительно небольшая перезарядка связана с закипанием электролита и повышенным его испарением по сравнению с нормой. А если напряжение, подаваемое генератором на клеммы АКБ, превышает допустимое значение, АКБ при таком режиме прослужит недолго, а риск выхода из строя потребителя резко возрастает.
- Что такое перегрузка
- Причины перегрузки
- Последствия перезарядки аккумулятора
Что такое перезаряд
Чтобы лучше понять, что такое перезаряд аккумулятора, стоит рассмотреть принципиальную принципиальную схему, отвечающую за зарядку аккумулятора. Как только двигатель запускается, он начинает вращать генератор через ременную передачу. Генератор вырабатывает переменный ток, который преобразуется в постоянный, проходя через выпрямитель. Затем ток поступает на регулятор напряжения, задачей которого является обеспечение выходного напряжения в заданном диапазоне.
Дело в том, что работа генератора зависит от режима работы двигателя: он быстрее вращается — генератор вырабатывает больше электроэнергии. Поэтому параметры тока на выходе генератора нестабильны, но для потребителей это неприемлемо. Выпрямитель, а затем и регулятор напряжения в целом занимаются стабилизацией параметров напряжения, но в допустимых пределах. Чтобы аккумулятор принимал заряд, входное напряжение должно быть выше номинального — в современных аккумуляторах оно находится в пределах 13,9-14,4 В.
Если напряжение ниже, аккумулятор будет недозаряжен. В общем, это критично только с точки зрения возможности запуска двигателя при остановке. Однако перезарядка очень неприятна — в этом случае нарушается нормальный баланс воды и серной кислоты в электролите (65% против 35% соответственно). Когда электролит закипает, вода распадается на кислород и водород, концентрация кислоты увеличивается, и чем выше уровень перегрузки, тем интенсивнее будет этот процесс. Если аккумулятор постоянно и сильно перезаряжается, он может просто взорваться.
Поэтому, когда люди спрашивают, можно ли заряжать автомобильный аккумулятор с помощью зарядного устройства, обычно отвечают утвердительно, но если это старое или дешевое зарядное устройство без функции ограничения заряда, вы должны следить за процессом, особенно для необслуживаемых. батареи.
Причины возникновения перезаряда
Сразу отметим, что завышенная цена — не всегда плохо. Вы спросите, почему? Ответ прост: плотность электролита нужно поддерживать на номинальном уровне, для средней полосы она около 1,27-1,28 г / см3. Если вода теряется (испаряется), плотность увеличивается, но верно и обратное, когда количество кислоты в электролите уменьшается (например, если она интенсивно осаждается). Что делать в таких случаях? Производители рекомендуют доливать электролит по частям, удаляя слабый и доливая новый. Некоторые автовладельцы поступают иначе: они намеренно перезаряжают аккумулятор, чтобы начать испарение воды и, как следствие, достичь номинального соотношения вода / кислота.
Такая перезарядка происходит при малом токе и как только плотность достигает необходимого значения, зарядное устройство отключается. Мы не рекомендуем этого делать, потому что в любом случае происходит потеря объема электролита и рано или поздно вам все равно придется их пополнять. Если этот момент упустить и пластины оголятся, они будут изнашиваться ускоренными темпами.
А теперь рассмотрим основные причины перезарядки аккумулятора:
- Реле регулятора генератора неисправно. В нормальном состоянии реле контролирует уровень заряда и, как только аккумулятор достигает напряжения 12,7 В, прекращает подачу электричества. В случае выхода из строя генератор будет заряжать аккумулятор непрерывно, что приведет к закипанию электролита со всеми вытекающими отсюда последствиями. Можно сделать вывод, что эта причина — одна из самых частых. Вылечить это можно, заменив реле, которое стоит копейки;
Выход из строя регулятора напряжения может быть частичным или полным. В первом случае напряжение зарядки аккумулятора лишь ненамного превышает номинальное значение. При полном выходе реле из строя напряжение может превысить 16В, что губительно не только для аккумулятора, но и для других потребителей — они могут просто сгореть, а в худшем случае может загореться электрическая система.
- после замены реле проблема может не исчезнуть. В этом случае ответ на вопрос, почему аккумуляторная батарея перезаряжена, следует искать в самом генераторе. Он тоже не вечен — возможен выход из строя диодного моста, выход из строя корпуса якоря или банальный выход из строя обмотки;
- Прежде чем полагаться на генератор, нужно убедиться, что в цепи зарядки все в норме: плохой контакт на любом участке цепи может быть расценен регулятором напряжения как лишняя нагрузка, и в результате регулятор увеличивает выходную мощность. напряжение для компенсации потерь;
- Ведь причина перезарядки АКБ может кроется в неисправном датчике, который. Например, показывает 17В, хотя для батареи достаточно 14В.
Однако обо всех подобных проблемах предупреждает бортовая электроника современных автомобилей: загорается надоедливая лампа CHECK ENGINE, которая может указывать на что угодно, а вот значок батареи указывает на неисправность. Начните поиск неисправностей с реле, затем проверьте цепь, проверьте датчик, затем посмотрите в сторону генератора.
Последствия перезаряда аккумулятора
Многие водители считают, что перезарядка батареи не так уж и плоха или вообще не оказывает никакого эффекта. Это заблуждение, и вот почему:
- Стандартным последствием постоянной перезарядки является закипание электролита. В случае обслуживаемых устройств такое поведение может привести к утечке жидкости через сливные отверстия в заглушках (они также есть в устройствах, не требующих технического обслуживания). В результате электролит стекает по стенкам и достигает других компонентов моторного отсека (разъемов, кабелей, металлических деталей). Что касается кислоты в электролите, она все разъедает. Подумайте, что может случиться с голой проводкой;
- Чем еще опасен перезаряд АКБ, так это окисление полюсов АКБ. Вы, наверное, много раз видели беловатые или зеленые отложения вокруг терминалов. Во-первых, это ухудшает проводимость в точке контакта, а во-вторых, если такой порошкообразный осадок, обладающий токопроводящими свойствами, соединяет отрицательную и положительную клеммы, произойдет короткое замыкание. А тут уж точно «накрывается» аккумулятор;
- Наконец, постоянное кипение электролита неизбежно приводит к снижению его уровня. И если вовремя не принять меры противодействия, плиты обнажатся и начнут крошиться. Это также рискует внутренним коротким замыканием между банками и выходом из строя батареи;
- Наконец, в необслуживаемых аккумуляторах (и в обслуживаемых аккумуляторах, если сливные отверстия забиты) из-за испарения электролита, которому некуда слить, аккумулятор может взорваться, и весь моторный отсек превратится в кислоту.
Короче говоря, перезарядить аккумулятор не так просто, как кажется, поэтому обязательно отреагируйте соответствующим образом на соответствующие сигналы бортового компьютера, устраняющие причины перенапряжения аккумуляторной батареи.