Насос — ключевой компонент системы охлаждения. По конструкции это довольно примитивный насос, прокачивающий теплоноситель по контуру. Как только транспортировка хладагента прекращается, двигатель перегревается и происходит критический износ компонентов. Водителю необходимо знать, как проверить насос, не снимая его с двигателя, чтобы избежать длительной бюрократической диагностики с последующей разборкой узлов. Возможность навигации по маркерам неисправностей минимизирует количество необходимых диагностических процедур.
Признаки неисправностей
Сразу хочу отметить, что для определения неисправностей в узле водяного насоса необходимо снять узел и разобрать его. Только этот метод дает реальную возможность увидеть признаки коррозии, кавитации и обрастания.
Практика наглядно показывает, что то же самое происходит на самых разных машинах:
- ВАЗ 2107;
- Volkswagen Passat;
- FF2, Ford Focus второго поколения;
- Лада Грант;
- Киа Спектра;
- Шевроле Авео;
- Audi A5;
- Nissan Qashqai;
- Mitsubishi Outlander;
- Тойота Камри;
- Skoda Octavia и др.
И ситуация более-менее везде одинакова. То есть определить наличие проблем без разборки и заглядывания внутрь водяного насоса системы охлаждения невозможно.
Поэтому основной упор делается на косвенные признаки. С их помощью у водителя есть возможность заранее диагностировать проблему и предотвратить серьезные последствия.
Есть следующие предупреждающие знаки:
- При работающем двигателе раздается слабый непрерывный свист. Кроме того, он исходит из области шкива распределительного вала двигателя внутреннего сгорания. Свисток информирует о том, что подшипник выше неисправности;
- Утечки охлаждающей жидкости. Следы антифриза можно увидеть прямо на агрегате или под машиной, то есть на асфальте;
- Прокачка. Чтобы проверить его наличие, просто возьмитесь рукой за шкив помпы и попробуйте покачать устройство вверх-вниз.
Не забывайте о возможном заклинивании системы, чтобы антифриз не работал полноценно, двигатель перегревается и возникает череда вытекающих из этого отказов. Не забудьте снять воздушную крышку с системы охлаждения. Обязательно ознакомьтесь также с материалом о проверке крышки расширительного бачка, которая имеет непосредственное отношение к системе охлаждения двигателей внутреннего сгорания.
О том, как заменить помпу, рассказывать не буду. Обычно замена производится согласно инструкции производителя. Все сводится к сливу охлаждающей жидкости, отсоединению шлангов, первоначальному отключению автомобиля и разборке проблемной сборки.
Все насосы по-разному сконструированы и позиционируются, поэтому универсальной инструкции нет. Вы можете найти фильм в Интернете или просто сдать свой автомобиль в сервисный центр.
Проверка состояния водяного насоса
Проверить помпу на машине не так уж и сложно. Сначала прогрейте двигатель, чтобы он прогрелся до рабочей температуры. Затем сделайте следующее:
- Сожмите рукой верхний отводной патрубок каменки. Когда насос работает, вы почувствуете создаваемое им давление. Будьте осторожны при этом, так как температура охлаждающей жидкости обычно составляет 90 ° C или выше. Если антифриз в системе не пульсирует или вы почти не чувствуете его мигания, следует провести более детальный осмотр.
- Необходимо снять крышку ГРМ и визуально осмотреть помпу. Иногда утечки охлаждающей жидкости видны сразу, что может быть связано с повреждением уплотнения. Кроме того, на неисправность насоса могут указывать сероватые или красноватые отложения в области, где расположен насос. В этом случае снимите деталь.
- Если вы слышите характерный звук поврежденного подшипника при работающем двигателе, проверьте насос на предмет люфта в области вала. Просто переместите шестерню привода насоса. Иногда все можно «вылечить» банальной заменой плаценты.
Технические особенности
Для начала рассмотрим основные технические характеристики и особенности водяного насоса, он позволит не только правильно диагностировать, но и понять, почему произошла поломка. Перекачка антифриза осуществляется крыльчаткой, прикрепленной к валу. Привод осуществляется от коленчатого вала двигателя, для этого используется ременная передача. Стоит отметить, что на практике используются два способа привода насоса:
- Прямо с коленвала. Этот метод используется в двигателях с цепным приводом. Обычно один ремень приводит в движение генератор и насос, иногда его также подключают к ГУР и насосу кондиционера;
- Другой вариант — ременной привод ГРМ. Есть один серьезный недостаток. Когда подшипник в насосе заклинивает, ремень обрывается, что приводит к выходу из строя системы газораспределения и, при определенных условиях, к полному восстановлению двигателя. В этом случае следует внимательно следить за состоянием помпы.
Корпус насоса обычно находится на передней части двигателя. Это позволяет оптимально прокачивать охлаждающую жидкость по системе. Это также позволяет использовать шкив коленчатого вала в качестве приводного элемента. Кроме того, переднее расположение деталей облегчает доступ к нему в случае ремонта. Основные неисправности насоса напрямую связаны с его техническими характеристиками, поэтому их следует учитывать при выполнении диагностических мероприятий. Как правило, все признаки неисправности полностью связаны со свойствами различных элементов, обеспечивающих работу системы охлаждения автомобиля.
Причины неисправности
Выделяют следующие причины, влияющие на ухудшение состояния механизма:
- Повреждение вращающихся частей ротора: при интенсивной работе отламываются небольшие крылышки вращающейся части. В особенности это относится к пластиковым роторам. После облома крыльев помпа уже не может качать антифриз с нужной интенсивностью — двигатель постоянно перегревается.
- Забито сливное отверстие. Эта неисправность приводит к тому, что антифриз не может полноценно циркулировать в контуре. Засоренный слив можно легко найти, не разбирая насос. Если вы подозреваете, что сливные отверстия забиты, просто запустите обогреватель кабины.
- Не соосность компонентов и зубчатых шкивов. В этом случае сальники и подшипники работают в экстремальном режиме, изнашиваясь чрезвычайно быстро. Причина такой поломки — производственный брак: либо при сборке использовались некачественные материалы, либо были использованы услуги ненадежного слесаря.
Мы должны разработать третью причину. От производственных браков не застрахован ни один автовладелец. Но в данном случае с приставкой «гипер» дело обстоит серьезно. В случае установки насоса с возможностью рассинхронизации работа такого поврежденного устройства приведет к резкому увеличению износа зубчатого ремня. В лучшем случае водитель может столкнуться с обрывом ремня, в худшем — «постучат» клапаны.
Хронический перегрев ДВС, вызванный другими факторами, также может привести к ухудшению качества охлаждающей жидкости.
Еще один показатель износа (который, правда, можно увидеть только после разборки механизма) — люфт вращающихся частей. Люфт свидетельствует о приближающемся выходе из строя шкивов, смещении центральной оси и разрушении уплотнений.
Последний совет для водителей, которые не хотят снимать насос, но хотят иметь достоверную информацию о его техническом состоянии. Внимательно осмотрите соединение между радиатором и двигателем внутреннего сгорания. Если вы видите прозрачные капли антифриза, водяному насосу предстоит недолгая жизнь.
Основные причины
Прежде чем рассказывать о симптомах умирающего насоса, требующего замены или ремонта, следует сказать несколько слов о причинах выхода из строя этого устройства.
Всего можно выделить несколько основных факторов, благодаря которым происходит подобное явление:
- Использование некачественного антифриза. О Из-за этого выходит из строя 90% насосов. Такой теплоноситель способствует образованию смолистых отложений, из которых сложно вывернуть ротор;
- Коррозия. Опять же, это связано с некачественным антифризом;
- Кавитация, то есть образование пузырьков вакуума, которые могут буквально выбить частицы насоса и разрушить механизм;
- Это связано с естественным износом. У каждого устройства ограниченный срок службы. Лучшие экземпляры выдерживают около 200 тысяч. км;
- Неисправное крепление. Это просто. Соединительная муфта ослабла, насос расшатался и разрушился.
В большинстве случаев виноват сам автовладелец. Автолюбители обязаны следить за системой охлаждения, периодически проверять помпу и своевременно заменять охлаждающую жидкость.
Не исключена проблема заводского брака, а также некачественных и дешевых насосов, которые предполагаются для бюджетных автомобилей или в рамках ремонта, обманывая заказчика.
Недаром может выйти из строя ГРМ, сломаться натяжитель, сломаться прокладка ГБЦ и прочие неприятности, ремонт которых может стоить больших денег.
Проблемы с водяным насосом могут возникнуть на самых разных автомобилях:
- На Калине;
- ВАЗ 2110;
- Лада Приора 16 клапанов;
- ВАЗ 2114;
- 8-ми клапанная Лада Приора;
- ВАЗ 2115;
- Деу Ланос;
- Нива Шевроле;
- Деу Нексия;
- Лада Грант;
- Рено Логан;
- Шевроле Авео и др.
Признаки неисправности помпы системы охлаждения
Не думайте, что это проблема только дешевых и бюджетных автомобилей, а также простых двигателей вроде ЗМЗ 406.
- Насос может застрять и на более дорогих машинах. Все зависит от того, как хозяин следит за автомобилем и обслуживает его своими руками, или в автосервисе.
- Определить наличие проблем с помпой системы охлаждения можно по следующим признакам:
- Запах антифриза в салоне автомобиля;
- необычные шумы при работающем двигателе, особенно при нажатии на акселератор;
- появление пятен охлаждающей жидкости под автомобилем после парковки;
Как устранить проблему?
- падение уровня охлаждающей жидкости в бачке;
- перегрев двигателя (стрелка на панели переходит в красную зону).
При обнаружении неисправности ее следует как можно скорее отремонтировать. Помните, что насос является расходным материалом и в большинстве случаев его проще заменить полностью. В случае утечки через прокладку просто демонтируйте насос и замените прокладку. Обратите внимание, что на этом этапе необходимо обеспечить надлежащую печать. Поэтому обязательно аккуратно затягивайте гайки крепления.