Каждый владелец ВАЗ 2106 знает, как важно иметь хорошую работу сцепления. Все просто: коробка передач в «шестерке» механическая и если что-то не так со сцеплением, машина не заводится. И самая беда владельцев «шестерок» — это привод сцепления. Эти цилиндры никогда не были надежными в шестерках. К счастью, вы можете изменить эту деталь самостоятельно. Попробуем разобраться, как это делается.
- Назначение и работа рабочего цилиндра сцепления ВАЗ 2106
- Устройство рабочего цилиндра
- Принцип действия
- Признаки поломки
- Как снять рабочий цилиндр сцепления
- Последовательность операций
- Видео: снятие цилиндра сцепления на «классике»
- Как отремонтировать рабочий цилиндр сцепления
- Последовательность ремонта
- Видео: самостоятельно разбираем цилиндр сцепления «классики»
- Прокачка сцепления ВАЗ 2106 с помощью напарника
- Последовательность работ
- Как отрегулировать шток сцепления на ВАЗ 2106
- Последовательность регулировки
- Видео: как отрегулировать привод сцепления
- Проверка и замена шланга на цилиндре сцепления
- Последовательность замены шланга
Назначение и работа рабочего цилиндра сцепления ВАЗ 2106
Словом, рабочий цилиндр в системе сцепления ВАЗ 2106 выполняет функцию обычного преобразователя. Он преобразует давление ноги водителя в высокое давление тормозной жидкости в гидравлике автомобиля.
При этом рабочий цилиндр сцепления не следует путать с главным цилиндром, так как эти устройства расположены в разных местах автомобиля. Главный цилиндр расположен в салоне, а рабочий цилиндр прикреплен к картеру сцепления двумя болтами. Добраться до рабочего цилиндра просто: достаточно открыть капот автомобиля.
Устройство рабочего цилиндра
Цилиндр разъединения состоит из следующих компонентов:
- литой корпус;
- гидравлический поршень;
- толкатель;
- рабочая пружина;
- пара уплотнительных колец;
- шайба и стопорное кольцо;
- воздушные клапаны;
- защитный колпачок.
Принцип действия
Работа актуатора начинается при нажатии автовладельцем педали сцепления, соединенной с толкателем:
- Шток перемещается и толкает поршень, расположенный в главном цилиндре сцепления. В этом цилиндре всегда находится тормозная жидкость.
- Поршень создает давление жидкости, которая течет по системе трубопроводов в цилиндр сцепления и прижимается к штоку поршня.
- Шток поршня быстро выдвигается из чугунного корпуса цилиндра и прижимается к специальной вилке, которая резко перемещается и прижимается к выжимному подшипнику.
- Затем диски сцепления расцепляются, полностью отсоединяя коробку передач от двигателя. Теперь водитель может выбрать желаемую передачу.
- Когда гонщик убирает ногу с педали, все меняется. Давление во всех цилиндрах резко падает, возвратная пружина втягивает шток рабочего цилиндра обратно в литой корпус.
- Вилка отпускается и идет вниз.
- Поскольку диски сцепления больше не мешают, они возвращаются на место, связывая коробку передач с двигателем. Затем автомобиль заводится на новой передаче.
Признаки поломки
Каждый владелец ВАЗ 2106 должен знать некоторые значимые приметы, говорящие о том, что с приводом сцепления что-то не так:
- Педаль сцепления стала давить очень слабо;
- педаль стала разрушаться (это можно наблюдать время от времени и постоянно);
- резко упал уровень тормозной жидкости в бачке;
- заметные подтекания тормозной жидкости снизу автомобиля в районе коробки передач;
К счастью, привод сцепления легко ремонтируется. Замена рабочего цилиндра в «шестерке» достаточно редка, а ремкомплекты можно найти практически в любом магазине автозапчастей.
Как снять рабочий цилиндр сцепления
Перед тем как приступить к ремонту привода сцепления, его необходимо снять с автомобиля. Вот что вам для этого понадобится:
- плоскогубцы;
- набор торцевых ключей;
- набор розеток;
- пустая упаковка тормозной жидкости;
- тряпка.
Последовательность операций
Привод сцепления удобнее снимать снизу. Как вариант, подойдет и виадук. Если у водителя нет ни того, ни того, снять цилиндр не получится. Работа выполняется в следующей последовательности:
- Возвратная пружина привода разряжается вручную.
Видео: снятие цилиндра сцепления на «классике»
Как отремонтировать рабочий цилиндр сцепления
Прежде чем описывать процесс ремонта цилиндров, следует сказать несколько слов о ремкомплектах. Подавляющее большинство проблем в «шестерке» цилиндров связано с негерметичностью. Это связано с изношенными уплотнениями цилиндров. Уплотнения цилиндров можно приобрести по отдельности или в комплекте.
Опытные автовладельцы отдают предпочтение второму варианту. Берут комплект, разбирают цилиндр и заменяют в нем все сальники,независимо от степени их износа. Эта простая операция значительно продлевает срок службы главного тормозного цилиндра и предотвращает вытекание тормозной жидкости из него в течение длительного времени. Ремкомплект цилиндра выключения 6 состоит из защитной крышки и трех уплотнительных втулок. Каталожный номер 2101-16-025-16, стоит около 100 рублей.
Для ремонта вам потребуются следующие инструменты:
- плоскогубцы;
- плоский ключ до 8 мм;
- тряпки;
- отвертка плоская;
- порок.
Последовательность ремонта
Без подходящих тисков сделать все нижеперечисленное будет крайне сложно. Если они у вас есть, необходимо сделать следующее:
- Снятый с автомобиля цилиндр сцепления зажимается в тисках так, чтобы воздушный клапан находился снаружи.
- Гаечным ключом на 8 мм открутите воздушный клапан и проверьте его на износ и механические повреждения. Если на клапане обнаружены даже незначительные царапины или потертости, его необходимо заменить.
- После отвинчивания клапана тиски ослабляются, цилиндр устанавливается вертикально и снова зажимается в тисках. Защитный колпачок должен находиться снаружи баллона. Заглушку осторожно отжимают снизу плоской отверткой и снимают со штока поршня.
- Сам толкатель теперь можно снять, так как ничто другое не удерживает его на месте.
Видео: самостоятельно разбираем цилиндр сцепления «классики»
Прокачка сцепления ВАЗ 2106 с помощью напарника
Замена исполнительного механизма или любые другие манипуляции со сцеплением неизбежно приводят к снижению давления в гидроприводе и попаданию воздуха в магистрали сцепления. Для нормализации работы сцепления этот воздух необходимо удалить откачкой. Вот что требуется:
- 0,5 литра новой тормозной жидкости;
- отрезок резинового шланга длиной 30 см;
- Гаечный ключ рожковый на 8 мм;
- пустой контейнер для тормозной жидкости.
Последовательность работ
Для нормальной прокачки придется заручиться помощью партнера. Вы просто не можете все делать сами.
- После ремонта и установки привода сцепления в нормальное положение в бачок добавляется тормозная жидкость. Его уровень должен доходить до верхней отметки у горловины емкости.
Как отрегулировать шток сцепления на ВАЗ 2106
Накачав рабочий цилиндр, убедитесь, что тяга сцепления отрегулирована. Для этого вам понадобятся:
- набор гаечных ключей плоских;
- зажим среднего размера;
- плоскогубцы.
Последовательность регулировки
Пожалуйста, прочтите инструкцию по эксплуатации устройства перед тем, как начать настройку. Именно там можно указать все необходимые допуски для тяги и педали сцепления.
- Сначала измеряется люфт педали сцепления (он же люфт). Удобнее мерить штангенциркулем. Обычно это 1-2 мм.
- Если зазор превышает два миллиметра, используйте гаечный ключ на 10 мм, чтобы открутить гайку на ограничителе зазора. Затем вы можете активировать ограничитель и установить необходимый свободный ход педали.
Видео: как отрегулировать привод сцепления
Проверка и замена шланга на цилиндре сцепления
Трубопровод на выпускном цилиндре — очень важная часть, которая подвергается воздействию высокого давления тормозной жидкости. Поэтому за ее состоянием автовладельцу следует особенно тщательно следить.
Вот несколько предупреждающих знаков о необходимости немедленной замены шланга:
- На шланге появились трещины и другие механические повреждения, видимые невооруженным глазом;
- шланг выглядит нормально, но видно течь тормозной жидкости (значит, шланг поврежден и на нем есть микротрещины, которые водитель не видит)
- резьба на концах шлангов частично или полностью оборвана.
При обнаружении любого из вышеперечисленных симптомов срочно замените шланг. Лучше установить штатные провода сцепления ВАЗ, их каталожный номер — 2101-16-025-90, а стоимость около 80 рублей.
Последовательность замены шланга
Перед началом работы нужно запастись пустой пластиковой бутылкой и двумя ключами: на 17 и 14 мм.
- Автомобиль идет по каналу и фиксируется противооткатными упорами. Откройте капот и найдите место, где шланг рабочего цилиндра прикручивается к трубке гидравлической муфты.
- Крепко удерживайте гайку основного шланга гаечным ключом 17 мм и штуцер открутите гидропровод вторым гаечным ключом на 14 мм. При откручивании форсунки вытекает тормозная жидкость. Поэтому в смотровой яме должна быть емкость для его сбора (лучшим решением будет небольшая чаша).
- Другой конец шланга откручиваем от корпуса рабочего цилиндра тем же ключом на 17 мм. В цилиндре под гайкой шланга находится тонкое уплотнительное кольцо круглого сечения, которое очень часто теряется при демонтаже шланга. Это кольцо также подлежит замене (как правило, новые уплотнения поставляются с новыми шлангами сцепления).
- Новый шланг устанавливается вместо старого, и в гидравлическую систему добавляется новая порция тормозной жидкости.
Так что сменить рабочий цилиндр на «шестерку» сможет даже начинающий водитель. Все, что вам нужно сделать, это тщательно подготовить необходимые инструменты и тщательно следовать приведенным выше рекомендациям.