Система зажигания используется в каждом автомобиле и обеспечивает бесперебойную работу двигателя. Поскольку в автомобиле используются компоненты системы, он выходит из строя, что приводит к сбоям в работе силовой установки. Владельцы «Жигулей» могут самостоятельно выявить и решить проблемы с зажиганием, а также провести регламентные работы без необходимости пользоваться услугами автосервиса.
- Система зажигания ВАЗ 2105
- Из чего состоит
- Для чего нужна регулировка
- ВВ провода
- Неисправности
- Как проверить
- Видео: диагностика высоковольтных проводов
- Какие поставить
- Свечи зажигания
- Неисправности
- Как проверить
- Визуальный осмотр
- Поочерёдное отключение ВВ проводов
- Проверка на искру
- Мультиметром
- Специальным пистолетом
- Видео: диагностика свечей пистолетом
- Какие поставить
- Таблица: обозначение свечей зажигания в зависимости от производителя, системы зажигания и питания
- Зазор контактов свечей
- Контактный трамблёр
- Проверка
- Регулировка зазора контактов
- Бесконтактный трамблёр
- Проверка
- Коммутатор
- Видео: проверка коммутатора распределителя зажигания
- Датчик Холла
- Выставление угла опережения
- Контролькой
- Видео: установка зажигания по контрольной лампочке
- По слуху
- Видео: установка зажигания «Жигулей» на слух
- По искре
- По стробоскопу
- Видео: установка угла опережения по стробоскопу
Система зажигания ВАЗ 2105
На ВАЗ 2105, как и на других классических моделях Жигулей, установлена контактная система зажигания, требующая периодической регулировки. Это связано с конструктивными особенностями такой системы. От правильной настройки угла опережения зажигания напрямую зависит КПД силового агрегата, мощность и расход топлива. Регулировку и неисправность этой системы следует рассмотреть более подробно.
Из чего состоит
Основными элементами системы зажигания ВАЗ «пятерка», отвечающими за образование и зажигание искры, являются:
- генератор;
- выключатель зажигания;
- распределитель зажигания;
- Свечи зажигания;
- катушка зажигания;
- кабели высокого напряжения;
- аккумуляторная батарея.
Повреждение любого из вышеперечисленных устройств вызовет неисправность системы привода.
Для чего нужна регулировка
Эксплуатация автомобиля с неправильным моментом зажигания является проблемой, о чем свидетельствуют следующие симптомы:
- свечи зажигания заполняются, вызывая раскрутку двигателя;
- потеря мощности;
- потеря динамики;
- увеличивается расход топлива;
- двигатель перегревается;
- Двигатель нестабильно работает на холостом ходу и т. Д.
В двигателе возникает ощущение покалывания при неработающем одном из цилиндров, сопровождающееся характерным шумом и нестабильной работой агрегата.
Эти симптомы указывают на то, что угол опережения зажигания установлен неправильно и требует регулировки. Однако эти симптомы могут также указывать на неисправность других компонентов системы зажигания. По этой причине каждый случай требует более детального изучения проблемы.
ВВ провода
Высоковольтные провода (высоковольтные провода) в системе зажигания используются для передачи импульсов высокого напряжения от катушки зажигания к свечам зажигания. Как правило, кабель состоит из центрального металлического проводника, покрытого слоем ПВХ, резиновой или полиэтиленовой изоляции, и специального слоя, повышающего устойчивость кабеля к химическим воздействиям (топливо, масло). В настоящее время широко используются силиконовые высоковольтные кабели, обладающие высокой гибкостью при низких температурах. Они отлично работают во влажную погоду и не перегреваются.
Неисправности
Проблемы с проводами свечей зажигания проявляются нестабильностью силового агрегата:
- проблемы с запуском двигателя, особенно в сырую погоду;
- прерывистая работа силового агрегата на средних и высоких оборотах двигателя;
- в случае повреждения центрального проводника двигатель останавливается;
- выходная мощность снижена;
- расход топлива увеличивается.
Проблемы с проводом BB в основном связаны со старением. Со временем изоляционный слой покрывается небольшими трещинами из-за перепадов температуры в пространстве под капотом. В результате происходит утечка тока через поврежденные участки: искра проникает в землю и не хватает мощности для нормального образования искры. Когда грязь скапливается на поверхности проводов и защитных оболочек, поверхностная проводимость изоляции увеличивается, что приводит к утечке тока. Кроме того, утечка также может происходить в случае окисления контактов кабеля, когда уплотнение защитного колпачка нарушено, например, в результате повреждения колпачка.
Как проверить
Перед тем, как приступить к детальной диагностике высоковольтных кабелей, проверьте, не повреждены ли они, например, нет ли трещин, трещин, порванных покрытий и т. Д. Затем вы можете воспользоваться одним из следующих методов:
- Используйте кабель известного качества. Для этого поочередно отсоединяйте высоковольтные кабели, заменяя их запасными. Если стабильная работа двигателя восстановлена, значит что товар поврежден.
- Дождитесь темного времени суток. Когда стемнеет, откройте капот и запустите двигатель. Если кабель поврежден, на поврежденном компоненте будет отчетливо видна искра.
- Включите дополнительный кабель. Для этого мы используем изолированный отрезок кабеля, изолируя оба конца. Подключите один к массе, а другой к проводу свечи зажигания, особенно в местах перегибов и заглушек. Если проколоть высоковольтный провод, в проблемной зоне между дополнительным проводом появится искра.
- Диагностика мультиметром. С помощью прибора определите сопротивление проводов, выбрав режим работы омметра. Поочередно измеряйте сопротивление, отсоединяя провода от катушки зажигания и цилиндра. На неповрежденном кабеле должно быть около 5 кОм. Если центральная жила повреждена, ценности не будет.
Если обнаружены какие-либо неисправности в проводах свечей зажигания, их необходимо заменить, причем не только проблемный провод, но и весь узел.
Видео: диагностика высоковольтных проводов
Какие поставить
Выбор проводов для свечей зажигания — дело ответственное, так как они напрямую влияют на КПД силовой установки, а высокая цена не всегда является показателем качества. Лучше отдать предпочтение свечным проводам с медной центральной жилой. Сопротивление должно быть около 4 кОм. Провода с нулевым сопротивлением приводят к быстрому выгоранию центрального электрода и преждевременному выходу из строя электрода. Обратите внимание на следующих производителей:
- BERU;
- NGK;
- ЗАПЧАСТИ-МОЛЛ;
- AMD;
- Бремен;
- Tesla Technics.
Свечи зажигания
Помимо высоковольтных кабелей, важным элементом системы зажигания являются свечи зажигания. У ВАЗ 2105 четырехцилиндровый двигатель, поэтому используются четыре свечи зажигания — по одной на каждый цилиндр. Задача элементов свечей зажигания — воспламенить горючую смесь в камере сгорания двигателя, т.е. создать искру между средним и боковыми электродами из-за приложенного высокого напряжения. В состав этой части входят следующие элементы:
- контактный стержень;
- изолятор;
- штамп;
- резистор;
- резьбовая часть;
- уплотнительная шайба;
- тело;
- центральный и боковой электроды.
Сегодня свечи используют 30 000 человек. км и более. Однако следует помнить, что срок их службы зависит от качества используемого топлива и самих продуктов, а также от стиля вождения автовладельца.
Неисправности
Неисправности свечей зажигания сопровождаются следующими симптомами
- Сложность запуска холодного двигателя. Это явление связано с образованием конденсата на холодных свечах, большим зазором между электродами, а также снижением емкости аккумулятора, что особенно ощущается при низких температурах;
- более высокий расход топлива. Неполное воспламенение смеси в проблемном цилиндре вызывает потерю мощности, которая восполняется за счет подачи дополнительного топлива в другие цилиндры;
- шумы холостого хода двигателя при прогреве;
- мокрые пробки;
- потеря выходной мощности из-за того, что двигатель не может разогнаться.
Как проверить
Есть разные способы идентифицировать плагины, поэтому стоит обсудить каждый из них более подробно.
Визуальный осмотр
Осмотр внешнего состояния свечей зажигания позволяет выявить не только бракованную деталь, но и проблемы с самим двигателем. В зависимости от цвета и типа сажи на свече это может указывать на следующие явления:
- коричневый — исправный элемент с правильно установленной прорезью;
- сухая сажа — в цилиндры подается богатая смесь или устанавливается задержка зажигания. Прыжки зажигания, затрудненный запуск, неустойчивый двигатель. Проверьте правильность настройки зажигания и состояние воздушного фильтра;
- масляные отложения — основная причина — попадание масла в камеру сгорания. Это указывает на износ крышек клапанов, направляющих клапанов или поршневых колец. При такой неисправности двигатель тоже запускается с трудом, работа сопровождается рывками. В этом случае необходимо произвести ремонт ГБЦ или поршневой группы двигателя;
- металлические частицы в двигателе — применение бензин с присадками. Со временем такие образования приводят к пропуску возгораний, снижению мощности и увеличению расхода топлива. Его нельзя удалить механически, что требует установки новых компонентов свечей зажигания и изменения места заправки;
- расплавленные электроды — преждевременное зажигание. Необходимо правильно выставить угол опережения, проверить тип свечей зажигания.
В дополнение к вышеупомянутым состояниям компонентов свечи зажигания также могут быть обнаружены трещины или зазубрины в изоляторе. Такое повреждение может привести к повреждению поршня.
Производители автомобилей рекомендуют проверять свечи зажигания не реже одного раза в год.
Поочерёдное отключение ВВ проводов
Процедура включает в себя отключение проводов свечей зажигания и свечей зажигания по очереди при работающем двигателе. Если отсоединение провода показывает, что работа двигателя не изменилась, проблема связана со свечой зажигания или проводом на этом цилиндре. В случае явного изменения характеристик двигателя установите трос и продолжите диагностику.
Этот метод управления следует использовать только на автомобилях с контактным зажиганием. Если провода отсоединить от бесконтактной системы, катушка зажигания может быть повреждена.
Проверка на искру
Если предыдущий вариант диагностики не помог, попробуйте второй метод. Для этого выполните следующие действия:
- Снимите свечу зажигания с головки блока цилиндров и подсоедините к ней провод ВВ.
- Подключите корпус свечи зажигания к массе, например, на блоке двигателя.
Мультиметром
Среди автовладельцев бытует мнение, что свечи зажигания можно проверить мультиметром. На самом деле это невозможно. Единственное, в чем может помочь такой прибор, — это выявить короткое замыкание внутри компонента. Для этого выберите режим измерения сопротивления и подключите щупы к контактам свечи зажигания. Если сопротивление меньше 10-40 МОм, в изоляторе есть утечка.
Специальным пистолетом
С помощью специального пистолета можно наиболее точно определить повреждение свечи накаливания. Инструмент создает те же условия, что и элемент свечи зажигания внутри цилиндра. Тест проводится следующим образом:
- Снимите свечу зажигания с двигателя.
- Вставьте его в пистолет согласно инструкции к прибору.
- Спустить курок.
- Если индикация появляется, свеча зажигания считается исправной. Если накаливания нет, деталь необходимо заменить.
Видео: диагностика свечей пистолетом
Какие поставить
Основным параметром свечей зажигания является число накала, которое указывает на способность свечи зажигания рассеивать тепло и очищаться от отложений во время работы. В зависимости от номера калибра обсуждаемые элементы по российской классификации делятся на:
- горячий (11.00 — 16.00). Чаще всего используются маломощные двигатели с низкой степенью сжатия;
- стандарт (17-19). Свечи, которые самые распространенные и тоже используются на «классике»;
- холодные (20-26) — противоположность горячим элементам, так как используются в мощных приводных агрегатах с высокой степенью сжатия.
Если на ВАЗ 2105 будут установлены заглушки, не соответствующие номеру калибра, силовой агрегат не сможет обеспечить максимальную производительность. Стоит отметить, что российская классификация вилок и зарубежных отличаются друг от друга, плюс все равно каждый производитель ставит свою отметку. Поэтому при выборе и покупке элементов, входящих в «пятерку», следует учитывать табличные данные.
Таблица: обозначение свечей зажигания в зависимости от производителя, системы зажигания и питания
Тип топлива и система зажигания | По российской классификации | NGK,
Япония |
Bosch,
Германия |
Беру,
Германия |
Бойкий,
Республика Чехия |
Карбюратор, механические контакты | А17ДВ, А17ДВМ | BP6E | W7D | W7D | L15Y |
Карбюратор, электронный | А17ДВ-10, А17ДВР | BP6E, BP6ES, BPR6E | W7D, WR7DC, WR7DP | 14-7Д, 14-7ДУ, 14Р-7ДУ | L15Y, L15YC, LR15Y |
Инжектор, электронный | A17DVRM | BPR6ES | WR7DC | 14R7DU | LR15Y |
Зазор контактов свечей
Одним из параметров свечей зажигания, влияющим на стабильную работу двигателя, является зазор между контактами. Определяется расстоянием между центральным и боковым контактами. Неправильная установка приводит к следующему:
- проблемный старт;
- плохая реакция динамические, вызванные неправильным зажиганием и сгоранием смеси;
- повышенный расход топлива.
Зазор между контактами свечей зажигания на ВАЗ 2105 выбирается в зависимости от установленной системы зажигания:
- контакт — 0,5-0,6 мм;
- контакт — 0,7-0,8 мм.
Параметр регулируется комплектом байонетов и свечным ключом в следующей последовательности:
- С помощью гаечного ключа снимите пробки с головки блока цилиндров.
Контактный трамблёр
Тумблер — это устройство, которое определяет, когда возникает искра. Кроме того, этот механизм распределяет искру по цилиндрам двигателя. Основными функциями распределителя зажигания являются:
- Низкое напряжение обрыва в системе зажигания;
- распределение мощности между свечами зажигания.
Контактная система зажигания (CPS) или контактный распределитель называется так из-за того, что первичная цепь прерывается механическими контактами, установленными внутри устройства. Этот тип распределителя изначально устанавливался на ВАЗ 2105 и другие классические «Жигули». Он приводится в движение валом, который вращается от механизмов двигателя. На валу находится кулачок, от удара которого контакты замыкаются и размыкаются.
Проверка
Как и все компоненты автомобиля, распределитель со временем изнашивается, что отрицательно сказывается на характеристиках двигателя. Это проявляется в проблемах с запуском, рывками, повышенном расходе топлива и потере динамики. Поскольку эти симптомы обычно указывают на проблемы с системой зажигания, перед проверкой распределителя убедитесь, что остальные компоненты (свечи зажигания, провода) находятся в хорошем рабочем состоянии. Основными элементами, определяющими образование и распространение искр, являются экран и контактная группа, поэтому их диагностика должна быть в первую очередь.
Сначала проверьте крышку рассматриваемого устройства. При обнаружении трещин деталь необходимо заменить на исправную. Обгоревшие контакты зачищаем наждаком.
Контактная группа механических барабанов — «болевая точка» классических «Жигулей», потому что эта часть постоянно горит и требует регулировки. Обгоревшие контакты проверены и почищены. В случае серьезного повреждения их заменяют.
Дополнительно проверьте направляющую распределителя и мультиметром проверьте резистор: он должен иметь сопротивление 4-6 кОм.
Регулировка зазора контактов
В открытом состоянии зазор между контактами определяется щупами. Регулировка осуществляется следующим образом:
- Снимите крышку шпульки и проверните коленчатый вал до максимального зазора между штифтами.
- Используйте щуп для проверки зазора, который должен быть в пределах 0,35-0,45 мм.
Бесконтактный трамблёр
Бесконтактная система зажигания — это модернизированная система CPS. Главное его отличие — отсутствие контактной группы, вместо которой использован датчик Холла. Преимуществами такого дистрибьютора являются:
- нет необходимости в периодической регулировке;
- более надежный запуск двигателя;
- меньший расход топлива;
- больше силы.
Датчик Холла установлен на валу барабана. Он состоит из постоянного магнита со специальным экраном с зазорами. Количество прорезей обычно соответствует количеству цилиндров. Когда вал вращается, прорези экрана проходят через магнит, вызывая изменения его поля. Во время работы распределителя зажигания датчик считывает частоту вращения вала, и полученные данные передаются на коммутатор, где сигнал преобразуется в ток.
Проверка
Проверка бесконтактного механизма повторяет те же действия, что и для контактной системы, за исключением контактной группы. Помимо крышки и направляющей могут возникнуть проблемы с коммутатором. Главный симптом, указывающий на проблему с ним, — это отсутствие искры на свечах зажигания. Иногда искра может присутствовать, но очень слабая или прерывистая. При этом двигатель может выйти из строя, заглохнуть на холостом ходу и потерять мощность. Те же проблемы могут возникнуть в случае выхода из строя датчика Холла.
Коммутатор
Самый простой способ проверить коммутатор — заменить его заведомо исправным. Поскольку это не всегда возможно, возможно есть еще один вариант диагностики.
Перед началом проверки убедитесь, что катушка зажигания находится под напряжением и датчик Холла исправен. Из инструментов вам понадобится контрольная лампа и стандартный набор гаечных ключей. Проверяйте коммутатор в таком порядке:
- Выключите зажигание.
- Откручиваем гайку на контактной катушке «К» и отсоединяем коричневый провод.
- Подключите тестер в зазор между снятым проводом и контактной катушкой.
- Включите зажигание и проверните стартер. Лампочка укажет, что коммутатор в порядке. Если нет света, необходимо заменить коммутатор.
Видео: проверка коммутатора распределителя зажигания
Для замены коммутатора достаточно открутить крепление к корпусу, отсоединить разъем и заменить сломанную деталь на пригодную для обслуживания.
Датчик Холла
Датчик находится внутри шпульного колпачка, поэтому снимите крышку, чтобы получить к нему доступ.
Есть несколько способов проверить эту часть:
- Замените датчик заведомо исправным;
- С помощью мультиметра проверьте напряжение на выходе элемента, которое должно быть 0,4-11В;
Выставление угла опережения
Если в распределителе зажигания ВАЗ 2105 проводились ремонтные работы или прибор был заменен, он требует регулировки после того, как был установлен на автомобиль. Это можно сделать по-разному в зависимости от условий и доступных инструментов. Перед началом процесса регулировки следует знать, что цилиндры двигателя работают в следующем порядке: 1-3-4-2 от шкива коленчатого вала.
Контролькой
Для использования этого метода вам потребуются следующие инструменты и оборудование:
- Контрольная лампа 12 вольт с двумя проводами;
- шпонки 13 и 38 для вращения коленчатого вала.
Регулировка происходит при выключенном двигателе и состоит из следующих этапов:
- Снимаем крышку с распределителя зажигания.
- Проверните коленчатый вал до тех пор, пока метка на шкиве не совместится с центральной канавкой на передней части двигателя.
Угол опережения зажигания устанавливается более точно во время движения, поскольку требуемая установка угла опережения зажигания напрямую зависит от качества топлива.
Видео: установка зажигания по контрольной лампочке
По слуху
Самый простой и доступный способ установить угол опережения зажигания — измерить на слух. Этот метод особенно незаменим в этой области. Регулировка состоит из следующих шагов:
- Запустить двигатель.
- Немного открутите крепление баллона, не допускайте проворачивания устройства рукой.
- Попробуйте повернуть разделитель в сторону.
Видео: установка зажигания «Жигулей» на слух
По искре
Последовательность шагов для установки угла опережения свечи зажигания состоит из следующих шагов:
- Установите коленчатый вал на метки, как в пункте 2, при регулировке с помощью лампы, направив направляющую распределителя к первому цилиндру. Если он обращен к 4-му цилиндру, кривошип нужно будет открутить дальше.
По стробоскопу
Наиболее точную настройку угла опережения зажигания на «пятерку» можно произвести с помощью стробоскопа. Техника регулировки состоит из следующих этапов:
- Слегка открутите винт, фиксирующий шпульку.
- Подключите минусовой контакт устройства к массе, подключите положительный контакт к катушке зажигания низкого напряжения и прикрепите зажим стробоскопа к выводу первого цилиндра.
- Запустите двигатель и запустите машину, надев ее на шкив коленчатого вала. Благодаря этим действиям след будет заметен.
- Скрутите шпульный колпачок и получите отметку от стробоскопа и риск на двигателе совпадают.
- Контролировать обороты двигателя, которые должны быть 800-900 об / мин.
- Присоедините регулировочный механизм.
Видео: установка угла опережения по стробоскопу
Функциональность каждого элемента системы зажигания напрямую влияет на работу двигателя. Поэтому следует периодически обращать внимание на их проверку. Однако при наличии сбоев в работе двигателя найдите причину неисправности и устраните ее. Для этого достаточно подготовить минимальный список инструментов, ознакомиться с пошаговыми действиями и выполнять их в процессе работы.