Эффективная система зажигания — залог стабильной и экономичной работы двигателя. В конструкции ВАЗ 2106, к сожалению, не предусмотрена автоматическая регулировка угла и угла опережения зажигания. Поэтому водители должны знать, как самостоятельно их установить вручную и делать это правильно.
- Устройство системы зажигания ВАЗ 2106
- Состав системы зажигания
- Назначение основных элементов системы зажигания
- Аккумуляторная батарея
- Выключатель
- Катушка зажигания
- Распределитель (трамблёр)
- Прерыватель
- Конденсатор прерывателя
- Высоковольтные провода
- Свечи зажигания
- Принцип работы системы зажигания
- Основные неисправности системы зажигания ВАЗ 2106 и их причины
- Диагностика неисправностей системы зажигания
- Проверка аккумулятора
- Проверка выключателя
- Проверка катушки
- Таблица: технические характеристики катушки зажигания типа Б117А
- Проверка свечей зажигания
- Таблица: основные характеристики свечей зажигания для двигателя ВАЗ 2106
- Проверка высоковольтных проводов
- Правила подключения высоковольтных проводов
- Проверка бегунка и контактов трамблёра
- Проверка конденсатора прерывателя
- Установка угла замкнутого состояния контактов прерывателя
- Видео: установка зазора между контактами прерывателя
- Регулировка момента зажигания
- Установка момента зажигания с помощью стробоскопа
- Видео: регулировка зажигания с помощью стробоскопа
- Установка момента зажигания с помощью контрольной лампочки
- Видео: регулировка зажигания при помощи лампочки
- Установка зажигания на слух
- Бесконтактное зажигание ВАЗ 2106
- Бесконтактное зажигание с микропроцессорным коммутатором
Устройство системы зажигания ВАЗ 2106
Система зажигания (СП) бензинового двигателя предназначена для создания и своевременной подачи импульсного напряжения на свечи зажигания.
Состав системы зажигания
Двигатель ВАЗ 2106 оборудован аккумуляторной контактной системой зажигания.
Система зажигания состоит из:
- аккумулятор аккумуляторная батарея;
- выключатель (выключатель зажигания с группой контактов);
- катушка трансформатора с двойной обмоткой;
- тумблер (разветвитель с контактным выключателем и конденсатором);
- кабели высокого напряжения;
- Свечи зажигания.
Зажигание состоит из цепей низкого и высокого напряжения. В цепь низкого напряжения входят:
- аккумулятор;
- выключатель;
- обмотка первичной катушки (низкое напряжение);
- прерыватель с искрогасителем.
В цепь высокого напряжения входят:
- вторичная обмотка катушки (высокое напряжение);
- распределитель;
- Свечи зажигания;
- высоковольтные провода.
Назначение основных элементов системы зажигания
Каждый элемент цепи ВН представляет собой отдельный блок и выполняет строго определенные функции.
Аккумуляторная батарея
Батарея предназначена не только для питания стартера, но и для питания цепи низкого напряжения при запуске генератора. При работающем двигателе напряжение в цепь подается не от аккумулятора, а от генератора.
Выключатель
Выключатель предназначен для замыкания (размыкания) контактов цепи низкого напряжения. Поворот ключа зажигания в замке включает (выключает) двигатель.
Катушка зажигания
Катушка (бобинка) представляет собой двухобмоточный повышающий трансформатор. Он увеличивает бортовое напряжение до десятков тысяч вольт.
Распределитель (трамблёр)
Тумблер передает импульсное напряжение от обмотки высоковольтной катушки к ротору устройства через контакты верхней крышки. Это распределение осуществляется с помощью ползуна, имеющего внешний контакт и размещенного на роторе.
Прерыватель
Автоматический выключатель является частью распределителя и предназначен для генерации электрических импульсов в цепи низкого напряжения. В его основе два контакта — неподвижный и подвижный. Последний приводится в действие кулачком на валу распределителя.
Конденсатор прерывателя
Конденсатор предотвращает образование искр (электрической дуги) на контактах выключателя, когда они находятся в разомкнутом положении. Один из его проводов подключен к подвижному контакту, другой — к неподвижному.
Высоковольтные провода
По высоковольтным кабелям напряжение подается от выводов крышки цилиндра к свечам зажигания. Все кабели имеют одинаковую конструкцию. Каждый из них состоит из токопроводящей жилы, изоляции и специальных кожухов, защищающих стыковое соединение.
Свечи зажигания
Двигатель ВАЗ 2106 имеет четыре цилиндра, в каждом из них установлена по одной свече зажигания. Основная задача свечей зажигания — создать сильную искру, способную воспламенить горючую смесь в цилиндре в данный момент.
Принцип работы системы зажигания
Когда вы поворачиваете ключ зажигания, через цепь низкого напряжения начинает течь ток. Он протекает через контакты прерывателя и достигает первичной обмотки катушки, где индуктивность вызывает повышение тока до определенного значения. Когда срезные контакты размыкаются, ток немедленно уменьшается до нуля. В результате в высоковольтной обмотке создается электродвижущая сила, которая увеличивает напряжение в десятки тысяч раз. Этим импульсом ротор распределителя по кругу передает напряжение на один из контактов крышки распределителя, откуда напряжение передается по высоковольтной линии на свечу зажигания.
Основные неисправности системы зажигания ВАЗ 2106 и их причины
Неисправности в системе зажигания ВАЗ 2106 случаются довольно часто. Они могут быть по разным причинам, но симптомы почти всегда одинаковы:
- невозможность запуска двигателя;
- Нестабильная работа (гул) двигателя на холостом ходу
- снижение мощность двигателя;
- увеличение потребления бензина;
- детонация.
Такие ситуации могут быть вызваны
- Отказ от свечей зажигания (механические повреждения, отказ, истощение ресурсов);
- несоответствие свечей зажигания (ненадлежащее расстояние, неправильное количество терминалов) к спецификации двигателя;
- Расход текущих ядер, повреждение изолирующего слоя в высоковольтных проводах;
- Выставки контактов и / или полярность;
- Создание сажи на контактах измельчителя;
- Увеличение или уменьшение зазора между подвески;
- Неисправность расходов;
Диагностика неисправностей системы зажигания
короткое замыкание (открытая цепь) в обмотке катушки;
- Неисправности в группе контакта выключателя зажигания.
- Чтобы сэкономить время и деньги, рекомендуется проверить работу системы зажигания ВАЗ 2106 в указанном порядке. Диагностика будет необходима:
- Ключ для свечей зажигания 16 с фланцем;
- голова на 36 с рукояткой;
- Мультиметр с возможностью измерения напряжения и сопротивления;
- тестовая лампа (обычная 12 В автомобильной лампочки с подключенными проводами);
- Плоскогубцы с диэлектрическими ручками
- Прорезизающая отвертка;
- Набор плоских щупальца для измерения слабость;
Проверка аккумулятора
Небольшой плоский файл;
Проверка выключателя
Запасная свеча зажигания (известна эффективно).
Проверка катушки
Если двигатель вообще не запускается, то есть. После поворота ключа в зажигании вы не слышите, либо не нажимаете на звездное реле или звук сама стартера, начните проверять аккумулятор. Для этого включите режим мультиметрового вольтметра с диапазоном измерения 20 В и измеряете напряжение на клеммах батареи — он не должен быть ниже 11,7 В. При более низких значениях стартер не начнется и не сможет Открутите коленчатый вал. Как следствие вала ГРМ и ротора дистрибьютора, который приводит к контакту предохранителей, он не начнет вращаться, а достаточное напряжение выполнено в нормальное образование искры в катушке. Проблема может быть решена путем зарядки аккумулятора или замена его.
- Если батарея хорошая, а реле и стартер работают нормально во время запуска, но двигатель не запускается, проверьте переключатель зажигания. Чтобы не разобрать замок, вы можете просто измерить напряжение на обмотке катушки низкого напряжения. Для этого подключите Voltmeter Plus Probed к терминалу, помеченному «B» или «+» и минус зонд на вес автомобиля. Когда зажигание включено, устройство должно показать напряжение, равное напряжению на клеммах батареи. При отсутствии напряжения «сосать» шнур от контактной группы автоматического выключателя до катушки и замените его в случае перерыва. Если кабель не поврежден, переключатель зажигания должен быть раздеваться и очистить контакты зажигания или заменить контактную группу.
- После того, как убедившись, что напряжение доводится до первичной обмотки, эффективность катушки должна быть оценена и проверена, если нет нехватки. Это происходит следующим образом.
- Отсоедините капюшон с центральным высоковольтным проводом от барабанной крышки.
- Вставьте свечу зажигания в крышку.
- Держите свечу зажигания плоскогубцами с диэлектрическими ручками и объедините свою «полосу» с весом автомобиля.
Попросите помощника повернуть зажигание и запускать двигатель.
- Посмотрите на свечи зажигания. Если между ними есть искра, катушка, скорее всего, эффективна.
- Иногда катушка работает, но искра слишком слабая. Это означает, что напряжение, которое производит недостаточно для нормальной формирования искры. В этом случае проверьте намотки катушки для коротких замыканий и открываются в следующем порядке.
- Отсоедините все провода от катушки.
Переключите мультиметр в режим OMMeter с диапазоном измерения 20 Ом.
Таблица: технические характеристики катушки зажигания типа Б117А
Подключите зонд счетчика к боковым проводам катушки (низковольтные намоточные провода). Полярность не имеет значения. Сопротивление хорошей катушки должно составлять от 3,0 до 3,5 ом. | Если фактические значения сопротивления обмотки существенно отличаются от стандартных значений, замените катушку. В VAZ 2106 используются автомобили с контактным зажимом, используется катушка типа B117A. |
Характеристики. | Габаритные размеры Строительство |
Масло, двухобмоточное, с разомкнутым магнитопроводом | Входное напряжение, В |
12 | Значение индуктивности обмотки НН, мГн |
12,4 | Величина сопротивления обмотки НН, Ом |
3.1 | Время нарастания вторичного напряжения (до 15 кВ), мкс |
30 | Ток импульсного разряда, мА |
30 | Длительность импульсного разряда, мс |
1.5 | Энергия разряда, мДж |
Проверка свечей зажигания
- Свечи зажигания — самая частая причина неисправностей системы зажигания. Искры диагностируются следующим образом.
- Отсоедините высоковольтные кабели от вилок.
С помощью ключа для свечей зажигания снимите свечу зажигания первого цилиндра и осмотрите керамический изолятор на предмет повреждений. Особое внимание следует обратить на состояние электродов. Если они покрыты черной или белой сажей, после этого проверьте топливную систему (черная сажа слишком богата для топливной смеси, белая слишком бедная).
Таблица: основные характеристики свечей зажигания для двигателя ВАЗ 2106
Двигатель может работать нестабильно из-за неправильно отрегулированного зазора. между электродами свечи зажигания, который измеряется набором плоских щупов. Регулируемая заводом-изготовителем величина зазора для ВАЗ 2106 с контактным зажиганием составляет 0,5-0,7 мм. Если он находится за пределами этого диапазона, зазор можно отрегулировать, согнув (раздвинув) боковой электрод. | Характерная черта |
Габаритные размеры | Зазор между электродами, мм |
0,5-0,7 | Расчетный коэффициент |
17 | Тип резьбы |
М14 / 1,25 | Высота резьбы, мм |
- Для ВАЗ 2106 рекомендуется использовать следующие сменные свечи:
- А17ДВ (Энгельс, Россия);
- W7D (Германия, BERU);
- L15Y (Чехия, BRISK);
- W20EP (Япония, DENSO);
Проверка высоковольтных проводов
BP6E (Япония, NGK).
Сначала осмотрите провода на предмет повреждения изоляции и осмотрите их в темноте при работающем двигателе. Искра будет заметна, если какой-либо из проводов выйдет из строя в моторном отсеке. В этом случае нужно заменить провода, желательно заменить все сразу.
Правила подключения высоковольтных проводов
Проверяя кабели на износ, измерьте их сопротивление. Для этого подключите вывод мультиметра в режиме омметра с пределом измерения 20 кОм к клеммам жилы. Сервисные кабели имеют сопротивление от 3,5 до 10,0 кОм. Если результаты не попадают в эти пределы, рекомендуется заменить провода. Для замены можно использовать продукцию любого производителя, но лучше отдать предпочтение таким компаниям, как BOSH, TESLA, NGK.
При установке новых кабелей обращайте особое внимание на то, чтобы не перепутать порядок их подключения к крышке распределителя и штекерам. Обычно провода пронумерованы — номер цилиндра, к которому они должны идти, указан на изоляции, но некоторые производители этого не делают. Если последовательность электромонтажа прервана, двигатель не запустится или станет нестабильным.
Во избежание ошибок необходимо знать последовательность действий исполнительных механизмов. Они работают в следующем порядке: 1-3-4-2. Первый цилиндр на шпульном колпачке всегда имеет соответствующий номер. Цилиндры пронумерованы слева направо.
Проверка бегунка и контактов трамблёра
Проволока первого рулона самая длинная. Он подключается к выводу «1» и идет к свече зажигания первого цилиндра слева. Затем по часовой стрелке подключают третий, четвертый и второй цилиндры.
Проверка конденсатора прерывателя
Диагностика системы зажигания ВАЗ 2106 включает обязательную проверку контактов поворотного кулака и крышки распределителя. Если они по какой-либо причине сгорят, сила искры может значительно снизиться. Для диагностики не нужны инструменты. Просто отсоедините провода от крышки коллектора, отцепите две защелки и снимите ее. Если на внутренних контактах или слайд-шоу есть лишь небольшие следы ожогов, попробуйте соскрести их мягкой тканью или мелкой наждачной бумагой. Если они сильно обгорели, проще заменить колпак и лыжи.
Установка угла замкнутого состояния контактов прерывателя
Для проверки состояния конденсатора понадобится контрольная лампа с выводами. Один провод подключается к контакту «К» катушки зажигания, другой — к проводу, идущему от конденсатора к переключателю. Затем, не запуская двигатель, включается зажигание включено. Если лампа горит, конденсатор неисправен и подлежит замене. В распределителе ВАЗ 2106 используется конденсатор емкостью 0,22 мкФ, рассчитанный на напряжения до 400 В.
- Угол замыкания контактов прерывателя (AC) фактически является зазором между контактами прерывателя. В результате постоянных нагрузок он со временем рассеивается, что нарушает процесс искрообразования. Алгоритм коррекции УЗСК следующий:
- Отсоедините высоковольтные провода от крышки барабана.
Отцепите две защелки, удерживающие крышку. Снимите крышку.
Видео: установка зазора между контактами прерывателя
Регулировка момента зажигания
После регулировки УЗСК зажигание всегда выключается, поэтому его следует выставить перед установкой трамблера.
Момент зажигания — это момент, когда на электродах свечи зажигания возникает искра. Он определяется углом поворота шейки коленчатого вала относительно верхней мертвой точки (ВМТ) поршня. Угол зажигания заметно влияет на работу двигателя. Если его значение слишком велико, воспламенение топлива в камере сгорания начнется намного раньше, чем поршень достигнет ВМТ (раннее зажигание), что может привести к детонации топливовоздушной смеси. Отсроченное искрообразование снижает мощность, перегревает двигатель и увеличивает расход топлива (замедленное зажигание).
Установка момента зажигания с помощью стробоскопа
Время зажигания на ВАЗ 2106 обычно выставляется при помощи автомобильного стробоскопа. Если такого устройства нет, можно использовать контрольную лампу.
- Для регулировки угла опережения зажигания необходимо следующее:
- автомобильный стробоскоп;
- Ключ на 13 мм;
- мел или корректирующий карандаш для набора текста.
- Самостоятельная установка происходит следующим образом:
- Запустите двигатель автомобиля и прогрейте его до рабочей температуры.
- Отсоедините трубку от вакуумного корректора, расположенного на корпусе коллектора.
Видео: регулировка зажигания с помощью стробоскопа
Установка момента зажигания с помощью контрольной лампочки
Найдите три метки (метчика) на правом кожухе двигателя. Ищем средний знак. Чтобы было легче видеть в стробоскопическом луче, отметьте его мелом или корректирующим карандашом.
- Для регулировки зажигания с лампой вам потребуются:
- сама контрольная лампа;
- головка на 36 с ручкой;
- ключ на 13;
- Свечной ключ на 16 с фланцем.
- Порядок работы следующий:
- Головка 36, наброшенная на храповик шкива коленчатого вала, прокручивает вал до отметки соответствия на шкиве с отливкой на крышке. При использовании бензина с октановым числом 92 или выше отметка на шкиве должна совпадать со средним приливом. Если октановое число ниже 92, отметку следует совмещать с последним (длинным) холмом.
Видео: регулировка зажигания при помощи лампочки
Установка зажигания на слух
Убедитесь, что шпульный колпачок правильно установлен в этом положении. Разблокируйте фиксаторы и снимите шпульный колпачок. Внешний контакт тромбита должен быть обращен к свече зажигания первого цилиндра.
- Если время правильное, можно попробовать отрегулировать зажигание на слух. Это делается следующим образом.
- Прогреть двигатель.
- Двигайтесь по прямой и разгонитесь до 50-60 км / ч.
- Включите четвертую передачу.
- Резко нажмите на педаль акселератора до упора и прислушайтесь.
При правильно установленном зажигании при нажатии на педаль газа должна быть короткая (до 3 секунд) детонация, сочетающаяся со звоном поршневых пальцев.
Бесконтактное зажигание ВАЗ 2106
Если детонация длится более трех секунд, зажигание преждевременное. В этом случае поверните корпус барабана на несколько градусов против часовой стрелки и повторите процедуру проверки. Если детонация отсутствует, зажигание замедляется, и шпульный колпачок необходимо повернуть по часовой стрелке перед повторением теста.
Некоторые владельцы автомобилей ВАЗ 2106 заменяют контактную систему зажигания на бесконтактную. Для этого почти все элементы системы приходится заменять на новые, но в результате зажигание оказывается более легким и надежным.
Бесконтактная система зажигания не имеет прерывателя, а ее функцию выполняет датчик Холла, интегрированный с распределителем и электронным коммутатором. Из-за отсутствия контактов здесь ничего не крутится, да и ресурс датчика и коммутатора достаточно большой. Они могут выйти из строя только из-за скачков напряженияи механические повреждения. За исключением отсутствия переключателя, бесконтактный цилиндр ничем не отличается от контактного цилиндра. На нем нет настройки зазора, и время зажигания не отличается.
- Комплект бесконтактного зажигания обойдется примерно в 2500 рублей. Это включает:
- коллектор с датчиком холла;
- катушка зажигания, конструкция которой отличается от контактной катушки зажигания;
электронный коммутатор.
Бесконтактное зажигание с микропроцессорным коммутатором
Все эти детали можно приобрести отдельно. Кроме того, потребуются новые заглушки (с зазором 0,7-0,8 мм), хотя старые можно приспособить. Замена всех элементов контактной системы займет не более часа. При этом основная проблема — найти место посадки коммутатора. Новая катушка и разветвитель легко устанавливаются вместо старых.
- Владельцы ВАЗ 2106, разбирающиеся в электронике, иногда устанавливают на свои машины бесконтактное зажигание с микропроцессорным переключателем. Основное отличие этой системы от обычной бесконтактной — отсутствие необходимости в настройке. Сам коммутатор регулирует угол опережения относительно датчика детонации. В комплект розжига входят:
- микропроцессорный коммутатор;
- бесконтактный дистрибьютор;
- катушка зажигания;
- датчик детонации;
соединительные провода.
Установка и настройка такой системы довольно проста. Основная проблема будет заключаться в поиске оптимального места для установки датчика детонации. В соответствии с инструкциями, прилагаемыми к микропроцессорной системе, датчик необходимо установить на один из крайних штифтов крепления впускного коллектора, то есть на первый или четвертый штифт цилиндра. Выбор остается за автовладельцем. Шпиндель первого цилиндра предпочтительнее, так как он более легкодоступен. Для установки датчика не требуется сверление в блоке цилиндров. Достаточно открутить шпильку, заменить на болт того же диаметра и резьбы, надеть на него датчик и прикрутить. Дальнейшая сборка проводится согласно инструкции.
Стоимость комплекта микропроцессорной системы зажигания составляет примерно 3500 рублей.